13news
Опубликовано: 21:20, 17 апрель 2021
Интересные статьи

Жнецы смерти

Жнецы смерти


Мифическая фигура жнеца смерти окутана мраком, страхом и тайнами. Считается, что это существо – нечто, что забирает души умерших. Иногда это добрый или нейтральный дух, который проводит умершего в мир мёртвых подобно Анубису или Харону, а иногда это самый что ни на есть злой мифический образ. Он является постоянным спутником вещего духа, сеющего беды и несчастья.

Жнецов смерти великое множество. Они выбирают себе жертву самостоятельно и сначала забирают душу, а потом проводят. И как близкие и любящие люди устраивают церемонию прощания с телом умершего, а позже его погребение, провожая в последний путь, так и жнец смерти сопровождает дух погребённого.

В зависимости от народа – носителя поверья, внешность жнецов может меняться. Неизменно лишь одно – род его деятельности. Везде жнец – мрачная, тёмная, безрадостная фигура. И это вполне объяснимо, ведь он работает с самой смертью. На нём всегда чёрный плащ, прикрывающий капюшоном страшное лицо, и коса на плече. Собственно, потому его и называют жнецом – он собирает по миру души умерших, как срезают и собирают колосья.

Ошибкой, тем не менее, будет считать, что жнец смерти и есть смерть. Жнец не убийца – он просто забирает и провожает уже мёртвых людей в загробный мир. Как жнец осуществляет свою работу? Считается, что посредством списков. Он получает списки людей, которые скоро умрут, и направляется к ним, чтобы собрать их души. Список может быть как обычным бумажным, так и написанным на свитке пергамента или в книге или даже выцарапанным на железной пластинке.

Существуют и исключения. Порой за человеком после смерти приходит не обычный жнец, а вещий дух. Такое случается только в двух случаях – когда душа должна переродиться в новом теле и продолжить жизнь на земле либо когда душа сама станет новым жнецом.

Судьбу такой души вещий дух решает, как только встретится с ней. Если вещий дух не сочтёт кандидата достойным, он отправит его в мир мёртвых с другим жнецом. Чтобы стать жнецом после смерти, нужно быть человеком благородным, рассудительным и справедливым. Таких людей не проймёшь ни слезами, ни мольбами, ни обманом, ни лестью. Они всегда будут тверды в своём решении, будь перед ними женщина, ребёнок или старик. Они смотрят только на поступки.

Как только подходящий кандидат найден, вещий дух обращает его в жнеца одним своим словом. После этого новоиспечённый жнец уже не вспомнит, что у него была прошлая жизнь и какая она была. Всё, что он будет знать – служба вещему духу. Жнец служит столько, сколько ему отведено, но по окончании своей службы он уже не попадёт в мир живых, как избранные смертные.



Обычно жнецы безразличны. У них нет цели устрашать или причинять душам мёртвых страдания. Но они не внемлют мольбам и всё равно, во что бы то ни стало доставят душу в загробный мир. Но иногда даже их можно вывести из себя. Тогда они тащат жертву волоком, запугивают её, не считают нужным ничего объяснять и всячески унижают умершего. Обычно спокойный жнец, привыкший размеренно объяснять, срывается с цепи и становится жестоким истязателем.

Но такой прецедент не проходит бесследно. Он даёт понять, что жнец уже не в состоянии добросовестно исполнять свои обязанности – чаще всего он срывается, когда его энергия на исходе. В этот момент все его способности, данные вещим духом, забираются. Он смиренно отправляется в мир мёртвых, доставляя туда свою последнюю душу.

Характер жнеца можно описать несколькими словами: он просто пытается сделать свою работу как можно лучше и качественнее. Ему всё равно, что ощущает его душа, да его и не должно это волновать. Он безэмоционален и выполняет возложенную на него миссию автоматически. Если душа склонна отрицать необходимость направиться в загробный мир, жнец должен пустить в ход объяснения и демонстрации возможных последствий.

Жнецы не знают старости. Они бессмертны как духи, как высшие существа, которым неведома смерть – они сами её забирают. Одолеть жнеца не получится: он неуязвим, а убить или перехитрить его невозможно. Врагов жнец сам сможет без труда умертвить. Ещё один дар жнецов – умение быстро перемещаться на большие расстояния за короткие промежутки времени. Это обусловлено тем, что жнецы – телепорты. Они могут побывать и в аду, и в рае, и в чистилище, и в любой точке земного шара.

Анубис

Анубис – древнеегипетский бог с собачьей головой. Анубис – один из самых известных персонажей египетской мифологии. Он, как вы уже догадались, являлся проводником в загробный мир (жнецом смерти) в египетской цивилизации. В современности этот бог стал одним из самых популярных. Обусловлено это тем, что его фигура окружена загадками и мистикой, а тема загробной жизни никогда не исчерпает себя. К тому же, мифологическая внешность Анубиса крайне примечательная.

У Анубиса крепкое человеческое тело – высокое, мускулистое, статное, а голова пса или шакала. Если обратиться к мифам, можно узнать, что Анубис – незаконнорожденный сын. Он появился от Нефтиды (жены бога войны Сета) и от верховного бога подземного царства – Осириса.

Как же так получилось, спросите вы, ведь Осирис так сильно любил свою жену Исиду? Разве мог он ей изменить? Но оказывается, что мог. Нефтида многие годы была тайно влюблена в Осириса, и однажды она прикинулась Исидой, соблазнив её мужа и забеременев от него. Позже, родив ребёнка, она ужасно перепугалась и попыталась избавиться от него как можно быстрее. Нефтида выбросила Анубиса на берегу Нила. Но добрая Исида нашла его, выходила и воспитала как собственное чадо.

Одно время древние египтяне склонялись к другой версии мифа, утверждая, что на самом деле отцом Анубиса был Сет, а значит, именно Анубис был наследником трона загробного царства. Но со временем Сет впал в немилость у египтян, а потому «хорошего» Анубиса стало принято считать сыном Осириса.

Сет же стал позже настоящим предателем. Он убил своего брата, разрезав его тело на куски, потому что завидовал ему и желал власти. Тогда бог Ра, узнав о таком вероломстве, отправил Анубиса разыскать останки отца и воскресить его. Анубис забальзамировал Осириса, после чего воскресил. С этого момента, если верить мифу, в Древнем Египте и стали бальзамировать умерших, и именно Анубис был тем, кто впервые отправил этот культ.



Анубис был таким значительным божеством в мифологии именно потому, что и загробная жизнь на земле Та-Кемет безоговорочно была в приоритете. Земная же жизнь представлялась для египтян лишь этапом подготовки перед настоящей жизнью, которая ждёт их там, после смерти. Анубис становился проводником, только если тело умершего было правильно бальзамировано: все органы, кроме сердца, должны быть отдельно от тела. Ни одно бальзамирование не обходилось без присутствия жреца Анубиса.

После бальзамирования Анубис являлся душе умершего и провожал её через реку Стикс – вечную реку, ведущую в загробное царство. Анубис всегда присутствует и при суде души в загробном мире, когда решается, будет ли душа съедена монстрами или продолжит счастливую загробную жизнь. Он оглашал во всеуслышание результат взвешивания души на весах, оценивающих все её грехи.

Примечательно, что до того, как в египетской мифологии стал явственно проявляться культ Осириса, именно Анубис был верховным судьёй на загробном суде. Но позже ему была отведена лишь роль проводника и взвешивателя.




Харон

Ещё один «жнец смерти», но на этот раз уже из греческой мифологии. У древних греков, в отличие от египтян, подземный мир был изображён как в высшей мере безрадостное место, в котором души страдают. И немудрено, ведь этими владениями заведовал бог смерти Аид. Все души на пути в загробный мир должны были пересечь реку Ахерон, чтобы попасть на другой берег. Но они бы не могли сделать этого без проводника-извозчика, коим и являлся для них Харон.

Внешне Харон выглядел как худощавый, мрачный, пугающего вида высокий старик. Но несмотря на это, он обладал феноменально острым зрением – именно оно было ключевым в исполнении им обязанностей проводника. Он был не только проводником, но и стражем. Ему нужно было всегда быть начеку, чтобы никто из живых не смел пробраться в царство мёртвых, дабы вызволить оттуда своих родственников.

Но, в отличие от обычных жнецов смерти, Харон бы не стал сопровождать на тот берег всех подряд. Если для того, чтобы душу забрал Анубис, тело необходимо было бальзамировать, то для того, чтобы его забрал Харон, его необходимо было погребать в соответствии со всеми надлежащими требованиями. Непогребённые могли столетиями скитаться по берегу Ахерона.



Ещё одно необходимое требование: услуги Харона оплачивались. Он, в отличие от своего египетского коллеги, всегда требовал за переправу деньги. Именно поэтому мертвецов хоронили, кладя им монету за щеку или под язык. Стоимость переправы – один обол.
Если у умершей души денег не было, то Харон отталкивал её подальше и злился. Не совсем понятно, с какой целью паромщику были нужны деньги (куда же их деть в загробном царстве?), но без них перевозка была невозможна.

Меркурий

Про Меркурия как проводника душ в другой мир знают немногие. Но даже в самом имени Меркурия заложено, в переводе с протоиндоевропейского, слово «мерг», означающее границу, грань. Меркурий доставлял вести и быстро перемещался из одного места в другое. Чем же не проводник душ в царство мёртвых? У него были крылатые сандалии и шлем с крыльями, позволяющие ему летать. Полномочия Меркурия были широкими – гораздо шире, чем у Харона или Анубиса. Он выступал связующим звеном, «доставщиком сообщений» от богов людям. По сути своей он являлся посредником, а потому роль жнеца смерти, собирающего души и провожающего их в загробный мир, у него была постольку поскольку.




Валькирия

Валькирии – персонажи скандинавской мифологии. Это отважные воительницы, которые собирают души с полей сражений. Чаще всего изображаются как женщины в доспехах, которые летят над полем битвы на крылатых лошадях. Валькирию принято считать матерью мёртвых. Если земная мать дарует жизнь сущему, то Валькирия забирает своих сыновей в Вальгаллу – скандинавский дворец для славных павших воинов.

После того, как Валькирия доводит воителей до дворца, она даже выступает в качестве прислуги – подносит доблестным падшим напитки и кушанья. Спорным является вопрос о том, способна ли Валькирия повлиять на исход битвы, за которой должна следить, либо же всё предрешено Одином и Фрейей, но факт того, что именно она является жнецом смерти, неоспорим.

Азраил


Азраила в иудаизме прозвали ангелом смерти. Этот персонаж не просто провожает души в мир усопших – нет, он является и забирает только грешников и ведёт их прямиком в ад. Азраил – мрачная, страшная, чёрная и худая фигура. У этого ангела в руках не коса, как в общепринятом понимании жнецов смерти, а острый нож, с которого стекает яд. В таком виде Азраил является грешникам, убивает их и забирает с собой в преисподнюю.

Как вы видите, в этом прослеживается главное отличие Азраила от других жнецов/проводников. Он не просто забирает душу умершего, он сам убивает грешника. Считается, что, увидев Азраила, человек в ужасе распахивает рот, в который ангел смерти заливает яд с ножа. Если Азраил забирает грешников, кто же забирает праведников? За ними приходит Гавриэль. Нож у него без яда и не такой страшный, как у Азраила.

В исламской традиции Азраил предстаёт другим. Его изображают либо как херувима с четырьмя крыльями, либо как самое настоящее чудовище, у которого несколько ртов, много глаз, а тело покрыто страшной косматой шерстью. Ходит поверье, что во время конца света, задуманного Аллахом, Азраил будет последним существом, которое покинет этот мир. Азраил досконально знает каждого из умерших, поскольку, если опираться на Коран, видит каждого по пять раз в день. Он благоволит верующим, облегчая их страдания во время смерти, а с неверующими, напротив, расправляется жестоко.

При этом исламский Азраил не хочет убивать людей самостоятельно. Он просил Аллаха, чтобы тот не складывал такую ношу ему на плечи, на что Аллах пообещал ему, что благодаря болезням, старости и катастрофам Азраилу придётся нечасто убивать их самому, тем самым навлекая человеческую ненависть на себя.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)