Опубликовано: 18:20, 21 декабрь 2021
Общество и мир / news

Обнаружен механизм вторжения ДНК аденовирусных вакцин COVID-19

Аденовирусы имеют белок-стержень, который стабилизирует их ДНК, пока она не достигнет ядра инфицированной клетки. Затем белок отсоединяется от вирусного генома, и вирус разворачивается. Только после этого гены высвобождаются в ядро, что необходимо для производства новых вирусов. Этот процесс, открытый исследователями из Цюрихского университета, является ключевым для эффективного функционирования различных вакцин COVID-19.

Аденовирусы вызывают респираторные заболевания у людей и уже много лет используются в качестве векторов в вакцинации, например, против MERS и вируса Эбола. Несколько вакцин COVID-19 основаны на аденовирусах с дефектом репликации, включая продукты компаний AstraZeneca, Johnson & Johnson, CanSino Biologics и Sputnik V. Вакцинированные клетки вырабатывают на своей поверхности белок SARS-CoV-2 spike и тем самым вызывают защитный иммунный ответ в организме человека.

Исследователи используют ключевую особенность аденовирусов, а именно их способность инфицировать клетки человека и переносить чужеродную ДНК в ядро этих клеток. Новое исследование, проведенное под руководством Урса Гребера, профессора кафедры молекулярных наук о жизни Цюрихского университета (UZH), показывает, что этот процесс развивался по сложному механизму.

"Вирусный белок V играет ключевую роль. Он соединяет ДНК с белковой оболочкой, окружающей геном. Белок V повышает стабильность вирусной частицы вне клетки, а также в цитоплазме инфицированных клеток", - объясняет Гребер.

Белковая оболочка не позволяет клетке распознать вторгшуюся чужеродную ДНК и активировать системы тревоги". Как только вирусная частица достигает комплекса ядерной поры - ворот в ядро - вирусная ДНК высвобождается в ядро, где генетическая информация считывается механизмами клетки, в результате чего вырабатываются соответствующие белки". В вакцине COVID-19 клетки производят белок шипа на поверхности коронавируса. Представление вирусного белка на внешней стороне клетки затем вызывает иммунный ответ в организме человека.

Ученые UZH показали, что аденовирус, в котором отсутствует белок V, не только менее стабилен, чем обычные аденовирусы, но и высвобождает свою ДНК преждевременно, не достигнув комплекса ядерной поры. "Это снижает уровень инфекции и запускает реакции, активирующие иммунную систему, - говорит Гребер. Слишком большое количество этих реакций вызывает воспаление". Примечательно, что и векторные, и мРНК-вакцины против коронавируса требуют именно такого количества этих реакций, чтобы вызвать сильный иммунный ответ.

В векторных вакцинах защитная белковая оболочка вокруг ДНК позволяет частице достичь комплекса ядерной поры, где вирусная ДНК высвобождается. Такое "снятие покрытия" абсолютно необходимо для ядерного импорта и успеха векторной вакцинации, поскольку комплекс ядерной поры не позволяет крупным вирусным частицам вторгаться в ядро.

"Нам удалось продемонстрировать, что белок V использует активацию клеточным ферментом Mind bomb 1, который изменяет его свойства и приводит к нарушению белковой оболочки. Таким образом, фермент инициирует ядерный импорт генома вирусной ДНК", - сказал Гребер.

Чтобы продемонстрировать эту ключевую функцию Mind bomb1, исследователи использовали обычные аденовирусы для заражения клеток человека, в которых отсутствовал Mind bomb 1, а также мутант вируса, содержащий белок V, который не может быть модифицирован этим ферментом. В обоих случаях ядерный импорт вирусной ДНК был нарушен, и вирусные частицы группировались в комплексах ядерной поры. Другими словами, вирусная инфекция была остановлена.

"Наши результаты вдохновляют на разработку антивирусных стратегий и улучшают процедуры переноса генов в больные клетки для клинической терапии", - отметил Урс Гребер. Примечательно, что аденовирусы используются в различных целях, в том числе в качестве носителей ДНК для редактирования генов при генетических и метаболических заболеваниях, а также раке.