Опубликовано: 17:23, 10 февраль 2022
Красота и здоровье / news

Удалось отредактировать геном человеческих клеток для защиты от болезни Альцгеймера

Исследователи медицинского факультета Университета Лаваля и исследовательского центра CHU de Québec-Université Laval успешно отредактировали геном человеческих клеток, выращенных in vitro, чтобы ввести мутацию, обеспечивающую защиту от болезни Альцгеймера. Подробности этого прорыва были недавно опубликованы в журнале The CRISPR Journal.

"Некоторые генетические мутации повышают риск развития болезни Альцгеймера, но есть мутация, которая снижает этот риск", - говорит ведущий автор исследования профессор Жак-П. Тремблей. "Это редкая мутация, выявленная в 2012 году в исландской популяции. Мутация не имеет никаких известных недостатков для тех, кто ее носит, и снижает риск развития болезни Альцгеймера". Используя улучшенную версию инструмента редактирования генов CRISPR, мы смогли изменить геном человеческих клеток, чтобы вставить эту мутацию".

В мозге людей с болезнью Альцгеймера присутствуют амилоидные бляшки, которые имеют уровень токсичности, вызывающий гибель нейронов. Эти бляшки образуются, когда белок-предшественник амилоида расщепляется ферментом под названием бета-секретаза. "Исландская мутация затрудняет расщепление белка-предшественника амилоида этим ферментом. В результате образование амилоидных бляшек уменьшается", - объясняет профессор Тремблей.

Теоретически, введение исландской мутации в геном людей, подверженных риску развития болезни Альцгеймера, может предотвратить или замедлить прогрессирование заболевания.

"К сожалению, мы не можем вернуться назад и восстановить повреждения, которые привели к гибели нейронов", - говорит исследователь. "Поэтому лечение будет особенно полезно для людей из семей, страдающих наследственной формой болезни, которая проявляется в проблемах с памятью в возрасте от 35 до 40 лет. В случае успеха, его также можно будет использовать для лечения людей с наиболее распространенной формой болезни Альцгеймера, которая возникает после 65 лет, при самых ранних признаках заболевания"

"Сейчас задача состоит в том, чтобы найти способ редактировать геном миллионов клеток мозга", - говорит профессор Тремблей. Мы рассматриваем различные возможности, включая использование неинфекционных вирусов, для доставки редактирующего комплекса внутрь нейронов". Теперь, когда доказательство концепции было получено на человеческих клетках in vitro, мы проверим этот подход на мышах, у которых выражена болезнь Альцгеймера. Если результаты окажутся убедительными, мы надеемся, что сможем провести небольшое исследование на людях с мутациями, которые вызывают начало болезни Альцгеймера в возрасте 35-40 лет".

Помимо Жака-П. Тремблэ, авторами исследования, опубликованного в журнале The CRISPR Journal, являются Гийом Тремблэ, Жоэль Руссо и Седрик Мбакам.