Опубликовано: 13:09, 18 февраль 2022
Красота и здоровье / news

Антибиотики после рождения влияют на микробы кишечника младенцев

Лечение младенцев антибиотиками в первую неделю жизни связано с уменьшением количества полезных бактерий, необходимых, в частности, для переваривания молока, и ростом устойчивости к противомикробным препаратам, говорится в исследовании. Эксперты говорят, что врачам следует рассмотреть возможность использования антибиотиков таким образом, чтобы нанести наименьший вред микробиому новорожденного - сообществу микробов, живущих в нашем организме.

Согласно существующим рекомендациям, антибиотики, направленные на широкий спектр бактерий - так называемые антибиотики широкого спектра действия - в настоящее время назначаются от четырех до десяти процентов всех новорожденных при подозрении на инфекцию. Однако эксперты утверждают, что в большинстве случаев антибиотики назначаются без необходимости, поскольку лишь у небольшой части тех, кто получает эти препараты, в конечном итоге диагностируется инфекция.

Чрезмерное назначение антибиотиков необходимо для обеспечения раннего лечения тех, у кого в конечном итоге обнаруживается инфекция, поскольку любая задержка может быстро стать опасной для жизни.

Исследователи из университетов Эдинбурга и Бирмингема, а также больницы Спаарн и Университетского медицинского центра Утрехта (Нидерланды) провели клиническое исследование с участием 227 младенцев, чтобы проанализировать, как антибиотики влияют на микробиом новорожденного.

Около 147 младенцев с подозрением на сепсис получали один из трех стандартных видов антибиотикотерапии. Их результаты сравнивались с результатами 80 младенцев без подозрений на инфекцию, которым антибиотики не назначались.

У всех детей брали ректальные или фекальные пробы до и после лечения, а также в возрасте одного, четырех и 12 месяцев. Образцы были проанализированы на наличие микробов, которые составляли их формирующийся микробиом, и на наличие бактериальных генов, связанных с устойчивостью к противомикробным препаратам.

У новорожденных, которым были назначены антибиотики, было обнаружено значительное снижение уровня различных видов Bifidobacterium по сравнению с детьми, которые не получали антибиотиков. Эти микробы помогают переваривать грудное молоко и способствуют здоровью кишечника, а также поддерживают иммунную защиту от инфекций.

Команда также обнаружила увеличение числа потенциально болезнетворных бактерий, а также количества и изобилия генов, связанных с устойчивостью к противомикробным препаратам, в группе, получавшей антибиотики.

После лечения наблюдалось изменение 251 из 695 различных бактерий, которые были исследованы, что привело к изменению баланса между хорошими и плохими бактериями в пользу более потенциально опасных микробов.

Хотя со временем изменения в микробиоме и генах устойчивости к противомикробным препаратам постепенно восстанавливались, они сохранялись в течение как минимум 12 месяцев и не улучшались при грудном вскармливании, которое, как известно, помогает иммунной системе ребенка. Профессор Дебби Богаерт, заведующая кафедрой педиатрической медицины Эдинбургского университета и руководитель исследования, сказала:

"Мы были удивлены масштабами и продолжительностью воздействия антибиотиков широкого спектра действия на микробиом младенцев по сравнению с воздействием тех же антибиотиков на микробиоту взрослых. Вероятно, это связано с тем, что лечение антибиотиками проводится в то время, когда младенцы только что получили свои первые микробы от матери и еще не сформировали устойчивый микробиом".

Было установлено, что из трех испытанных схем лечения антибиотиками комбинация пенициллина и гентамицина оказывает наименьшее пагубное влияние на микробиом кишечника младенца и количество появляющихся генов устойчивости к противомикробным препаратам. Исследователи пришли к выводу, что именно эту комбинацию антибиотиков следует предпочтительно назначать при лечении предполагаемых инфекций у новорожденных.

Доктор Марлис ван Хоутен, педиатр общего профиля из больницы Спаарне, Нидерланды, и один из главных исследователей исследования, сказал:

"Тот факт, что начало лечения антибиотиками, а не его продолжительность, ответственно за повреждение микробиома, подчеркивает, что нам нужны лучшие биомаркеры или биологические предикторы для более точного определения того, у какого младенца разовьется инфекция и, следовательно, потребуются антибиотики, а у какого нет".

Профессор Виллем ван Шайк, профессор микробиологии и инфекции Бирмингемского университета, сказал: "Особенно тревожно, что после антибиотикотерапии у новорожденных мы наблюдали значительное увеличение числа видов Klebsiella и Enterococcus, которые являются важными патогенами с множественной лекарственной устойчивостью.

"Это подчеркивает важность дальнейших исследований по установлению баланса между необходимостью и эффективностью этих антибиотиков и риском появления генов, связанных с резистентностью. Кроме того, возможно, существует возможность разработки новых вмешательств, таких как живые биотерапевтические препараты - лечение, которое производится живыми клетками или с их участием, для эффективного восстановления состава микробиома кишечника младенцев после антибиотикотерапии".

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.