У большинства людей есть скрытый музыкальный талант петь в такт.
Всем тайным певцам в душе: согласно новому исследованию, ваши незаслуженные соло звучат очень хорошо. Есть шанс, что вы поете в идеальной музыкальной тональности чаще, чем думаете.
Воспроизведение ушных червей
В основе исследования лежит концепция «ушных червей» - надоедливых фрагментов песен, которые застревают у вас в голове и непрерывно повторяются.
Чтобы разгадать эту музыкальную тайну, психологи из Калифорнийского университета в Санта-Крузе попросили людей напевать любые «ушные черви» в случайные моменты в течение дня, записывать их на телефон и отправлять записи на анализ.
Результаты оказались поразительными. Исследователи обнаружили, что значительное число участников смогли практически безупречно воспроизвести тональность оригинальной песни.
В частности, 44,7 % записей полностью совпадали с оригинальной мелодией, а 68,9 % были в пределах одного полутона от оригинальной песни.
Музыкальная память и память на высоту тона
«Это свидетельствует о том, что удивительно большая часть населения обладает некой автоматической, скрытой способностью к идеальной тональности», - говорит кандидат наук по когнитивной психологии Мэтт Эванс из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, который возглавил исследование при поддержке профессора Николаса Давиденко и научного ассистента Пабло Гаеты.
Однако Эванс считает интригующим тот факт, что многие из тех, кто обладал такой точной памятью на звуки, сомневались в своих силах.
«Они были гораздо менее уверены в том, что поют в правильном ключе, даже если они правильно понимали мелодию, - говорит Эванс.
Такая неуверенность может быть вызвана тем, что им не хватает способности к маркировке, которая присуща «идеальному питчу».
Идеальная подача в музыке
Под «идеальной подачей» понимается способность с первой попытки воспроизвести или идентифицировать заданную музыкальную ноту без какого-либо эталонного тона.
Это редкий навык, им обладает менее 1 из 10 000 человек. Среди них такие известные музыканты, как Людвиг ван Бетховен, Элла Фицджеральд и Мэрайя Кэри.
Однако последние тенденции в научных исследованиях показывают, что память на высоты тона распространена гораздо шире, чем считалось ранее.
Одно из интересных наблюдений заключается в том, что в лабораторных условиях участники могут спеть знакомую песню по памяти в правильном ключе не менее 15 % времени. Это происходит гораздо чаще, чем можно было бы предположить на основании случайности.
Запоминание высоты тона в музыке
Исследователи выбрали для своего исследования ушные черви из-за их непроизвольного характера. Команда хотела проверить, сохраняется ли память на высоту тона, когда человек не вспоминает музыку сознательно, и их наблюдения показали, что да.
«Мозг обычно улавливает суть долгосрочных воспоминаний и использует короткие пути для представления информации. Одним из таких сокращений может быть забывание оригинального ключа музыки. Но наше исследование показывает, что мозг не отбрасывает эту информацию», - объясняет профессор Николас Давиденко.
«Это говорит о том, что музыкальные воспоминания являются высокоточными репрезентациями, не поддающимися типичному формированию сути, характерному для других областей долговременной памяти».
Последствия для музыкального образования
Результаты этого исследования позволяют сделать ценные выводы о музыкальном образовании и о том, как мы можем улучшить понимание музыкальных способностей учащихся.
Учитывая, что значительная часть людей обладает врожденной способностью к точному запоминанию высоты тона, педагоги могут использовать этот потенциал, применяя более увлекательные и поддерживающие методы обучения.
Вместо того чтобы дискредитировать их музыкальные инстинкты, преподаватели должны поощрять студентов использовать их слуховую память.
Такой подход может способствовать созданию среды, в которой учащиеся будут чувствовать себя уверенно, исследуя свои музыкальные способности, что в конечном итоге приведет к более богатому музыкальному опыту и росту.