15-месячные младенцы могут выучить слова для предметов, которые они никогда не видели

Исследование представляет собой новое доказательство того, что младенцы способны узнавать слова исключительно благодаря воздействию языка.
Человеческий язык позволяет нам узнавать значения слов, обозначающих вещи, с которыми мы никогда непосредственно не сталкивались. Мы без труда делаем это в повседневном общении, часто используя контекст, чтобы понять значение незнакомых слов.
Но как рано зарождается эта способность? И как мы формируем мысленные представления о предметах или событиях, которые не можем увидеть?
Новое исследование, проведенное учеными Северо-Западного университета и Гарвардского университета, впервые подтверждает, что младенцы в возрасте 15 месяцев могут узнавать объекты, о которых они узнали с помощью языка, даже если эти объекты остаются скрытыми.
Представьте себе младенца, играющего с блоками на полу и слушающего, как родители говорят о кумкватах в разговоре о более привычных фруктах, таких как яблоки и бананы. Может ли младенец сформировать первоначальное представление, или суть, о том, что означает кумкват - что-то съедобное, скорее всего, фрукт? Смогут ли они использовать это первоначальное представление позже, когда младенец впервые увидит новый фрукт? На эти вопросы и пытались ответить исследователи.
Изучение слов без визуальных ориентиров
Многие считают, что для успешного запоминания слов необходимо, чтобы младенец «привязал» новое слово к физически существующему объекту (например, «Посмотри на кумкват!»). Но в течение дня мы - и младенцы - очень часто слышим слова, когда объекты, к которым они относятся, недоступны для нашего непосредственного восприятия», - говорит старший автор исследования Сандра Ваксман. «Мы задаемся вопросом, могут ли младенцы также использовать разговорные контексты, в которых встречаются слова, чтобы начать узнавать их значение?»
Ваксман - профессор психологии Луиса В. Менка, директор Центра развития младенцев и детей и научный сотрудник Института политических исследований Северо-Запада. Соавтором исследования является Елена Лучкина, в прошлом постдокторский научный сотрудник Северо-Западного университета, а теперь научный сотрудник Гарварда.
Исследователи привлекли 134 младенца, по 67 в возрасте 12 и 15 месяцев, к выполнению задания, состоящего из трех частей. Сначала исследователи предъявляли младенцам понятные им слова в паре с изображением объекта, к которому они относились (например, яблоко, банан, виноград). Затем младенцы слышали новое слово, в то время как изображение нового объекта (например, кумквата) было скрыто от их глаз. Наконец, появлялись два новых объекта (например, кумкват и венчик), и младенцев спрашивали, например, «где кумкват?».
Пятнадцатимесячные дети, но не 12-месячные, дольше смотрели на новый фрукт (например, кумкват), чем на новый артефакт (например, венчик). Несмотря на то что они никогда не видели ни одного предмета, сопряженного с этим новым словом, 15-месячные дети использовали контекстные подсказки, чтобы определить, к какому предмету, скорее всего, относится новое слово.
«Исследование показывает, что даже младенцы, которые только начинают произносить свои первые слова, учатся на языке, который они слышат, даже если предметы или события, о которых идет речь, не присутствуют», - сказал Ваксман. «Младенцы впитывают услышанное, и даже если объект не присутствует, они формируют мысленное представление или «суть» значения нового слова, достаточно сильное для того, чтобы использовать его позже, когда появится объект-референт».
Ваксман предположил, что в 12 месяцев младенцы могут еще не знать достаточно знакомых слов, которые они слышали в контексте, чтобы начать формировать представление или суть значения нового слова (например, что это, скорее всего, другой фрукт).
Выяснение значения слова «кумкват
Знакомя младенцев с новыми словами в отсутствие какого-либо видимого объекта, исследователи разработали мощный тест на то, как много младенцы могут узнать о значении нового слова, основываясь только на языковом материале.
Это исследование позволяет по-новому взглянуть на истоки развития человеческой способности узнавать о вещах, которые не воспринимаются визуально. Оно также позволяет понять, как и насколько рано человеческий разум может создавать ментальные репрезентации объектов и событий, которые никогда не наблюдались непосредственно.
Эта новая работа также подчеркивает силу языка в повседневной жизни младенцев. Слушая разговоры и читая книги, младенцы часто слышат слова, которые они еще не понимают и которые они не могут сразу же «соотнести» с объектом или событием. Результаты этого исследования показывают, что к 15 месяцам младенцы спонтанно используют языковой контекст, в котором встречается новое слово, чтобы составить представление о его значении, которое будет способствовать последующему обучению.
«Когда мы слышим новые слова, например «кумкват», в разговоре, когда вокруг нет кумкватов, мы не упускаем возможности вникнуть в их значение», - сказал Ваксман. «Теперь мы знаем, что это верно и в отношении крошечных младенцев».







