11-тысячелетний ужин: почему люди неолита тащили диких кабанов через горы
Доисторические общины в западном Иране привозили диких кабанов из дальних стран в качестве символических подарков для общественного пира.
Магниты и рюмки — это веселые сувениры на память о празднике, но продукты питания, тесно связанные с культурой страны, часто имеют большую сентиментальную ценность. Примерами могут служить французский сыр, голландские Stroopwafels и канадский кленовый сироп — подарки, которые отражают самобытность места.
Недавние исследования показывают, что идея дарить продукты питания с особым смыслом не является современной. Около 11 000 лет назад, в период раннего неолита, общины, жившие на территории современного западного Ирана, придерживались похожей традиции.
Эти древние общества прилагали значительные усилия для охоты на диких кабанов в разбросанных по местности регионах. Затем они доставляли животных на общий пир, который проводился в месте, ныне известном как Асиаб, расположенном в горах Загрос.
Исследование, проведенное международной группой ученых, в которую входили исследователи из Австралийского национального университета (ANU), показывает, что концепция обмена продуктами питания, имеющими географическое значение, во время общественных собраний имеет корни, уходящие глубоко в доисторическое прошлое человечества.
Кулинарные традиции и социальные связи
«Еда и давние кулинарные традиции являются неотъемлемой частью культур во всем мире. Именно по этой причине праздники, фестивали и другие социально значимые события обычно сопровождаются едой. Например, мы не можем представить Рождество без рождественского ужина, Ид аль-Фитр без подарков в виде еды или Пасху без супа с мацой», — сказала доктор Петра Вайглова из ANU.
Ученые обнаружили черепа 19 диких кабанов, которые были аккуратно упакованы и запечатаны в яме внутри круглого здания на территории Азиаба. Следы от разделки на черепах животных указывают на то, что они использовались для пира, но до сих пор ученые не были уверены, откуда взялись эти кабаны.
Доктор Вайглова и международная исследовательская группа изучили зубную эмаль пяти из этих диких кабанов. Исследователи проанализировали микроскопические структуры роста и химические особенности эмали, которые дали «показательные» признаки, указывающие на то, что по крайней мере некоторые из кабанов, использованных для пира, не были из того района, где проходило собрание.
«Подобно деревьям и их годовым кольцам роста, зубы во время роста откладывают видимые слои эмали и дентина, которые мы можем сосчитать под микроскопом. Это первый случай, когда эти слои роста были использованы для геохимического анализа зубов животных с целью ответить на вопросы о взаимодействии человека и животных», — сказала доктор Вайглова.
«Осадки и коренные породы имеют различные изотопные значения в разных географических местах. Эти изотопные значения попадают в ткани животных через питьевую воду и пищу. Измерение изотопных значений зубной эмали позволило нам оценить, были ли все животные из одной и той же части региона или они происходили из более разбросанных мест.
Удивительные расстояния и символическое значение
«Поскольку значения, которые мы измерили на пяти зубах, показали высокую степень изменчивости, маловероятно, что все животные происходили из одного и того же места. Возможно, что некоторые из них происходили примерно в 70 километрах от места, где проходил пир. »
Исследователи отметили, что удивительно, что эти охотники пошли на такие усилия, чтобы убить и перевезти кабанов из своего региона через сложный горный рельеф в течение путешествия, которое, вероятно, заняло несколько дней, особенно учитывая, что кабаны не были самыми охотимыми животными в раннем неолите.
Д-р Вайглова сказала, что общины, жившие в горах Загрос в это время, имели «очень разнообразную стратегию охоты» и охотились на множество различных видов животных.
