Колоссальное наскальное искусство возрастом 12 000 лет раскрывает забытую человеческую культуру в древней Аравии
Монументальное наскальное искусство в Аравии показывает, как древние сообщества выживали, процветали и выражали свою идентичность в некогда суровом пустынном ландшафте.
Недавние исследования показали важную роль, которую сыграли ранние человеческие сообщества, поселившиеся в северной Аравии вскоре после крайней засухи последнего ледникового максимума (LGM). Их перемещения были тесно связаны с появлением сезонных источников воды, и они оставили после себя необыкновенное наследие в виде наскальных рисунков.
Международная группа археологов сделала это открытие в рамках проекта «Зеленая Аравия», который возглавляет Комиссия по наследию Министерства культуры Саудовской Аравии. В сотрудничестве также участвуют исследователи из Института геоантропологии имени Макса Планка, KAUST (Университет науки и технологии имени короля Абдаллы), Университетского колледжа Лондона, Университета Гриффита и ряда других учреждений.
В ходе исследования ученые задокументировали более 60 панно с наскальными рисунками, на которых изображено 176 гравюр, в трех ранее неизученных местах: Джебель-Арнаан, Джебель-Млейха и Джебель-Мисма, расположенных на южной окраине пустыни Нефуд в северной части Саудовской Аравии.
На рисунках в основном изображены животные, такие как верблюды, козероги, лошади, газели и туры. Среди них 130 фигур созданы в натуральную величину, а некоторые изображения достигают 3 метров в длину и более 2 метров в высоту.
Окно в прошлое окружающей среды
Гравюры датируются периодом между 12 800 и 11 400 годами назад, когда в регионе после крайней засухи вновь появились сезонные водоемы.
Эти водные источники, подтвержденные анализом отложений, способствовали ранней экспансии человека вглубь пустыни и предоставили редкие возможности для выживания.
«Эти большие гравюры — не просто наскальная живопись, они, вероятно, были заявлением о присутствии, доступе и культурной идентичности», — сказала ведущий автор, доктор Мария Гуаньин из Института геоантропологии имени Макса Планка.
Д-р Сери Шиптон, соавтор из Института археологии Университетского колледжа Лондона, сказал: «Наскальные рисунки отмечают источники воды и маршруты перемещения, возможно, обозначая территориальные права и межпоколенческую память».
В отличие от ранее известных мест, где гравюры были скрыты в расщелинах, панно Джебель-Млейха и Джебель-Арнаан были выгравированы на высоких скалах, некоторые из которых достигают 39 метров в высоту, в визуально привлекательных местах.
Для создания одной панели древним художникам приходилось подниматься и работать в опасных условиях на узких уступах, что подчеркивает огромные усилия и значимость этих изображений.
Культурные связи и уникальная идентичность
Артефакты, в том числе каменные наконечники в левантийском стиле Эль-Хиам и Хельван, зеленый пигмент и бусины из зубчатых раковин, свидетельствуют о дальних связях с народами докерамического неолита (PPN) в регионе Леванта.
Однако масштаб, содержание и расположение аравийских гравюр выделяют их среди других.
«Эта уникальная форма символического выражения принадлежит особой культурной идентичности, адаптированной к жизни в сложных условиях засушливой среды», — сказал д-р Файсал Аль-Джибрин из Комиссии по наследию Министерства культуры Саудовской Аравии.
«Междисциплинарный подход проекта начал заполнять критический пробел в археологических данных о северной Аравии между последним ледниковым максимумом и голоценом, проливая свет на стойкость и инновационность ранних пустынных сообществ», — сказал Майкл Петралья, руководитель проекта «Зеленая Аравия».
