Опубликовано: 17:11, 09 сентябрь 2022
Красота и здоровье / news

Генетики выявили новый механизм развития неалкогольной жировой болезни печени

Используя платформу генетического скрининга, разработанную нобелевским лауреатом UT Southwestern, ученые из Центра генетики защиты хозяина Юго-Западного медицинского центра UT Southwestern выявили генетические мутации, способствующие развитию неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП), что дает потенциальную будущую цель для терапевтического вмешательства.

Хотя ожирение и диабет являются хорошо известными факторами риска развития жировой болезни печени, исследователи UT Southwestern смогли выявить новую причину жировой болезни печени, отсутствующую при ожирении - снижение уровня гена-предшественника 4951 (Gm4951), что в свою очередь приводит к неалкогольной жировой болезни печени. Выявление роли этого гена в развитии болезни открывает новое важное направление для тех, кто изучает это заболевание в поисках потенциальных методов лечения.

"Мы выявили редкую модель NAFLD у мышей без ожирения, вызванную дефицитом GM4951. Это исследование закладывает основу для будущей разработки подходов к активации человеческого гомолога Gm4951 для борьбы с НАЖБП", - сказал ведущий автор Чжао Чжан, доктор философии, доцент Центра генетики защиты хозяина и отделения эндокринологии в отделении внутренней медицины. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Центром генетики защиты хозяина руководит Брюс Бойтлер, доктор философии, регентский профессор и один из четырех нобелевских лауреатов Юго-Западного университета. Доктор Бойтлер получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2011 году за открытие важного семейства рецепторов, которые позволяют млекопитающим чувствовать инфекции в момент их возникновения, вызывая мощный воспалительный ответ.

"Это исследование выявило потенциальный человеческий гомолог мышиного GM4951 и взаимодействие GM4951 с другим человеческим белком HSD17B13, ассоциированным с NAFLD/NASH, что говорит о вероятной консервативности открытия у людей", - сказал д-р Чжан, чья лаборатория работает над пониманием молекулярного механизма метаболических заболеваний с основной целью трансляции этих знаний в новые терапевтические стратегии.

GM4951 - плохо охарактеризованный белок, и это исследование определило роль GM4951 как ГТФазы, участвующей в окислении липидов, сказал доктор Чжан. У мышей с дефицитом GM4951 развилась неалкогольная жировая болезнь печени на высокожировой диете без изменений массы тела или метаболизма глюкозы, отметили исследователи.

Примерно четверть взрослых людей в США страдают неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП) - избытком жира в клетках печени, который может вызвать хроническое воспаление и повреждение печени, повышая риск развития рака печени, печеночной недостаточности и необходимости трансплантации. NAFLD стала наиболее распространенной причиной заболеваний печени во всем мире.

Содержание печеночного жира существенно различается у людей с одинаковой степенью ожирения, что указывает на генетические факторы, способствующие развитию НАЖБП. Лаборатория доктора Чжана исследует более 20 генов, мутации в которых влияют на содержание триглицеридов в печени без изменения массы тела, чтобы выявить новые механизмы развития НАЖБП.