Интересные факты / Отдых и туризм
Храм Джаганнатхи в Пури
Джаганнатха – центр паломничества приверженцев нескольких направлений индуизма. Расположенный в городе Пури, этот храм таит в себе немало загадок. Говорят, что сам Пури строился вокруг храма, а не наоборот. Само священное строение было возведено около восьмисот лет назад. Ранее здесь тоже располагался храм – настолько великим было это место, что утверждали, будто именно на нём был кремирован Кришна. Именовался бывший храм Синим Холмом (на языке местных жителей – Ниладри).
Свящённое строение было высечено из гигантской скалы – мегалита, весящего больше 20 000 тонн! Как было физически возможно, не располагая никакой техникой, переместить этот гигантский монолит, остаётся загадкой. Внутри и снаружи он украшен великолепной резьбой и многочисленными резными фигурками. Паломники стекаются сюда со всей страны, и не беспочвенно: считается, что тот верующий, кто посетит храм хоть однажды, навсегда выйдет из сансары. Он больше не будет перерождаться и получит мокшу – избавление.
Джаганнатха занимает 60 метров в высоту, что сопоставимо с размером двадцатиэтажки. На самом верху на шпиле расположен диск, вылитый в форме чакры, а венчает чакру золотой флаг. Этот яркий лоскут ткани можно увидеть из всех высотных домов в округе. Наблюдательные посетители подметили, что он, вопреки законам физики, всегда развивается против ветра. Джаганнатха отстроен таким образом, что он никогда не отбрасывает теней ни с одной из сторон. Кроме того, над храмом никогда не пролетит ни одна птица. Его так и прозвали в народе – Храмом, над которым не летают птицы.
Но не стоит забывать, что строение здесь далеко не одно. И поскольку индийские верования далеки от монотеизма, богов здесь великое множество – а значит, много и священных храмов. Они окружают главный. Некоторые из них крупнее, некоторые мельче, но все они – культовые. На пути к храму путникам нужно пройти через входную дверь Сингадварам, и, по словам посетителей, во время прохода через неё можно услышать плеск морских волн. Но как только человек выходит, этот звук исчезает.
Вообще, во внешней стене четверо главных ворот. С каждой стороны расположены свои. Так, на восточной стороне это Львиные ворота, на западной – Тигриные, на северной – ворота Слона, а на южной – ворота Лошади. Интересно, что к храму не подпускают иностранцев. Они не могут зайти даже на близлежащую к нему территорию. И уж если гостям так хочется хотя бы взглянуть, что находится за стенами, они могут лишь посмотреть на территорию с крыши близлежащей библиотеки.
С чем это связано? Одна из негласных легенд рассказывает, что однажды великую скульптуру верховного божества попытаются украсть белокожие люди с Запада. Правда, у них едва ли это получится, но Джаганнатха разозлится и покарает их. После неудавшейся кражи вход в храм будет открыт для всех. Тем не менее, священнослужители не хотят проверять достоверность того факта, что со скульптурой ничего не случится, а потому всё же не подпускают близко туристов.
Нарушать запрет о проникновении в храм иностранцев нельзя. Был прецедент, в ходе которого одна женщина смогла нанести грим на лицо, одеться по всем обрядовым заветам и попасть на территорию строения, но закончилась эта авантюра плохо: её обнаружили, подвергли аресту и отправили под суд.
Скульптура Джаганнатхи, в честь которого назван храм, стоит внутри здания. Он считается самым главным божеством – вселенским владыкой. Он является одной из форм-воплощений великого Кришны. Материал, из которого изготовлена фигура бога, - дерево. Джаганнатха не одинок. Рядом с ним расположились его изготовленные из дерева сестра Субхадры и брат Баладева. Скульптуры
сделаны в своём неповторимом стиле. Они яркие, улыбаются посетителям, а ещё у них очень большие и круглые глаза, которые приветливо смотрят на путников.
До сих пор остаётся загадкой, олицетворяют ли они собой единого Бога либо же являются тремя разными существами, каждый из которых выполняет свои функции. Но чем они различаются? Индоведы, в отличие от верующих, не знают. Предполагают, что Джаганнатха окружен своими энергиями, без которых он не может творить.
Тем не менее, ошибочно полагать, что иностранцам совсем не перепадает милости Джаганнатхи. Специально для них у внешней стены установлена снисходительная копия божества – Патита-павана. Отсюда хорошо виден центральный храм. Кроме того, во внешней стене расположились аж тридцать маленьких храмов! И, чтобы получить освобождение из сансары, их нужно обойти как минимум три раза, а чтоб наверняка – сто восемь раз. Паломники тоже сначала обходят маленькие храмы и только потом поднимаются в центральный.
Поистине понять масштаб культа Джаганнатхе можно, лишь ознакомившись с обрядовой культурой храма. Ни один день не обходится без пышных церемоний поклонения божествам. Отдельный ритуальный аспект – приготовление жертвенных яств. По легенде, еды для подношений готовят столько, что её бы хватило на пятьдесят тысяч человек! Кушания готовятся в семи поставленных друг на друга горшках, лишь нижний из которых расположен на огне, но, как ни парадоксально, в верхнем горшке пища готовится быстрее, а в нижнем медленнее.
Представьте, сколько нужно поваров, чтобы приготовить эту пищу. По средним оценкам, над осуществлением обрядов и над готовкой трудятся около двадцати тысяч человек. Притом, они принадлежат к девяноста шести различным кастам. Это связано с тем, что каждому из них положено выполнять чётко отведённую работу, механизм которой отлажен, как часы.
Естественно, число беспрецедентное, и это по праву самая крупная кухня мира. После того, как еду подносят Джаганнатхе и его родне, её раздают беднякам либо за небольшую сумму продают паломникам. Встретить ритуальные кушанья и приобрести их можно и в сувенирных магазинчиках, расположившихся у дверей, ведущих на территорию храма. Перед главными Львиными воротами даже организован небольшой базарчик специально для продажи ритуальной пищи: он так и называется – Ананда-базар, что переводится как базар наслаждений. А кое-кто даже заказывает освещённую пищу к себе в отель.
Поедание яств из храма – отдельный обряд. Их следует употреблять в пищу, сидя на полу (притом, именно на голом полу или на земле, но никак не на коврах, циновках и других подстилках), чтобы вы находились ниже Джаганнатхи, и только правой рукой. Пользоваться любыми столовыми приборами запрещается. Приготовленные блюда не бывают острыми, потому что считается, что Кришна такое не ест. Они всегда очень вкусные и сытные, чуть сладкие. Ходит поверье, что, вкусив однажды эти яства, после смерти ты становишься ближе к Богу.
Согласно одному из преданий, еда обязательно должна прийтись по вкусу богине Махалаксми, отвечающей за плодородие и кулинарию. В противном случае она пошлёт в храм весточку в виде собаки. Сразу после появления животного всё наготовленное необходимо выбросить и немедленно приступить к приготовлению вкусных подношений.
Ещё один проверяющий качество приготовленных блюд – сам небесный владыка. Главный священнослужитель во время поднесения кушаний медитирует, и если во время медитации он увидит в сосуде, расположенном перед ним, лицо Джаганнатхи, одаряющее его широкой улыбкой, то можно не беспокоиться – яства пришлись Богу по душе. В противном случае всё приготовленное утилизируется.
У храма Джаганнатхи есть ещё одна традиция: каждый день происходит смена флага на шпиле. Причём, выполнять этот ритуал должен священник. Он поднимается наверх – на высоту сорока пяти этажей! – и обновляет флаг. Священник делает это без подручных средств и без страховки, что само по себе является ежедневным подвигом. Говорят, что этот обряд исполнялся изрядно на протяжении 800 лет. Если же хоть один день священнослужитель забудет о своих обязанностях, храм полагается закрыть на восемнадцать лет.
Между шестью и семью часами вечера происходит смена флага. Флаг, который снимается, могут продать одному счастливчику. Считается, что священнослужители очень любят играть в шахматы. Согласно легенде, шахматы – это игра богов, которую те по душевной доброте передали своим подопечным на Земле.
Самый главный праздник в году для индуистов вайшнавской традиции – Ратха Ятра. В этот день происходит таинство. Согласно преданиям, в этот день Джаганнатха проезжает на своей колеснице и просто смотрит на верующих, благословляя их добрым взглядом. Этим объясняется, почему он всегда изображается с большими глазами. Ратха Ятру также называют праздником колесниц. Это не привычные нам колесницы – у них очень много колёс! Например, у колесницы Джаганнатхи их 16, Баладевы – 14, а Субхадры – 12. Колесницы тянут вручную, на толстых верёвках. Паломники охотно помогают служителям, потому что верят, что таким образом приносят покаяния.
Во время празднования роскошные древние колесницы провозят деревянные скульптуры, весь год находящиеся в храме, по близлежащим к нему улицам. Ратха Ятра всегда собирает толпы народа – как паломников, так и простых туристов-иностранцев, которые наконец получают возможность посмотреть на скульптуры, сокрытые в другие дни от их любопытных глаз.
Люди настолько отчаянно верят своему божеству, что готовы броситься под колёса колесниц в своём отчаянном стремлении быть ближе к нему. Согласно преданию, тот, кого задавит колесница, родится счастливым. Чтобы вы понимали весь масштаб мероприятия: в 2016 году в празднестве приняли участие более десяти миллионов человек со всех концов света! Вернёмся к восторгам, адресованным кухне храма: повара способны накормить всех гостей! На территории священного здания находится более семисот пятидесяти печей.
Джаганнатху везут в храм Гундичи, где он останется на неделю. Спустя этот срок его торжественно привезут обратно. Ореол священности окружает не только храм, но и весь Пури. Считается, что любая еда в городе подобна священной, а просто спать в нём приравнивается к проведению службы во благо божества.
Интересно, что так было отнюдь не всегда. Более того, та земля, на которой возведён Пури, одно время и вовсе считалась проклятой, спускавшейся в преисподнюю. Этот участок самолично расчистили боги, и тогда, победив дьявола, спрятавшегося глубоко на морском дне, они сделали Пури местом культа. Он удобно расположен у Бенгальского залива, и обычно здесь очень многолюдно, ведь это не только место, в которое съезжаются все паломники, но и курортный городок. В связи с этим найти хороший отель по любому кошельку не представляется значительной проблемой. Есть отличные апартаменты, в том числе совсем рядом с храмом. Но, естественно, не во время Ратха Ятры.
Коренного населения в Пури по индийским меркам совсем немного – всего лишь около двухсот тысяч. Поскольку улочки в Пури узкие, самым удобным транспортным средством можно считать велосипед. Его можно арендовать за небольшую плату. Лучше всего по погодным условиям посещать городок зимой – тогда температура держится на отметке около восемнадцати градусов тепла, в то время как летом стабильно переваливает за 30. Если учесть, что для пляжного курорта Пури обладает не слишком чистыми и обустроенными пляжами, расположенными на открытой местности, то главным образом,
Конечно, посещать его стоит ради религиозных построек. Но как ни парадоксально, в своём штате это лучший пляж из всех. Центральная улица начинается у ворот Джаганнатхи и проходит через весь городок. Не так далеко от Джаганнатхи расположилось озеро Саровар – ещё одна святыня Пури. К воде ведут аккуратные ступени, на которых можно отдохнуть, наслаждаясь пейзажем и размышляя о высоких материях. Особенно прекрасны закаты в этой местности – небо озаряется всеми красками, которые отражает вода.
Во время Чандана-Ятры на озёрах близ храма своя традиция: водную гладь рассекают прекрасные ладьи, перевозящие скульптуры шив. Ритуал длится в течение двадцати одного дня. Кульминацией празднества становятся запущенные в небо фейерверки.
Свящённое строение было высечено из гигантской скалы – мегалита, весящего больше 20 000 тонн! Как было физически возможно, не располагая никакой техникой, переместить этот гигантский монолит, остаётся загадкой. Внутри и снаружи он украшен великолепной резьбой и многочисленными резными фигурками. Паломники стекаются сюда со всей страны, и не беспочвенно: считается, что тот верующий, кто посетит храм хоть однажды, навсегда выйдет из сансары. Он больше не будет перерождаться и получит мокшу – избавление.
Джаганнатха занимает 60 метров в высоту, что сопоставимо с размером двадцатиэтажки. На самом верху на шпиле расположен диск, вылитый в форме чакры, а венчает чакру золотой флаг. Этот яркий лоскут ткани можно увидеть из всех высотных домов в округе. Наблюдательные посетители подметили, что он, вопреки законам физики, всегда развивается против ветра. Джаганнатха отстроен таким образом, что он никогда не отбрасывает теней ни с одной из сторон. Кроме того, над храмом никогда не пролетит ни одна птица. Его так и прозвали в народе – Храмом, над которым не летают птицы.
Но не стоит забывать, что строение здесь далеко не одно. И поскольку индийские верования далеки от монотеизма, богов здесь великое множество – а значит, много и священных храмов. Они окружают главный. Некоторые из них крупнее, некоторые мельче, но все они – культовые. На пути к храму путникам нужно пройти через входную дверь Сингадварам, и, по словам посетителей, во время прохода через неё можно услышать плеск морских волн. Но как только человек выходит, этот звук исчезает.
Вообще, во внешней стене четверо главных ворот. С каждой стороны расположены свои. Так, на восточной стороне это Львиные ворота, на западной – Тигриные, на северной – ворота Слона, а на южной – ворота Лошади. Интересно, что к храму не подпускают иностранцев. Они не могут зайти даже на близлежащую к нему территорию. И уж если гостям так хочется хотя бы взглянуть, что находится за стенами, они могут лишь посмотреть на территорию с крыши близлежащей библиотеки.
С чем это связано? Одна из негласных легенд рассказывает, что однажды великую скульптуру верховного божества попытаются украсть белокожие люди с Запада. Правда, у них едва ли это получится, но Джаганнатха разозлится и покарает их. После неудавшейся кражи вход в храм будет открыт для всех. Тем не менее, священнослужители не хотят проверять достоверность того факта, что со скульптурой ничего не случится, а потому всё же не подпускают близко туристов.
Нарушать запрет о проникновении в храм иностранцев нельзя. Был прецедент, в ходе которого одна женщина смогла нанести грим на лицо, одеться по всем обрядовым заветам и попасть на территорию строения, но закончилась эта авантюра плохо: её обнаружили, подвергли аресту и отправили под суд.
Скульптура Джаганнатхи, в честь которого назван храм, стоит внутри здания. Он считается самым главным божеством – вселенским владыкой. Он является одной из форм-воплощений великого Кришны. Материал, из которого изготовлена фигура бога, - дерево. Джаганнатха не одинок. Рядом с ним расположились его изготовленные из дерева сестра Субхадры и брат Баладева. Скульптуры
сделаны в своём неповторимом стиле. Они яркие, улыбаются посетителям, а ещё у них очень большие и круглые глаза, которые приветливо смотрят на путников.
До сих пор остаётся загадкой, олицетворяют ли они собой единого Бога либо же являются тремя разными существами, каждый из которых выполняет свои функции. Но чем они различаются? Индоведы, в отличие от верующих, не знают. Предполагают, что Джаганнатха окружен своими энергиями, без которых он не может творить.
Тем не менее, ошибочно полагать, что иностранцам совсем не перепадает милости Джаганнатхи. Специально для них у внешней стены установлена снисходительная копия божества – Патита-павана. Отсюда хорошо виден центральный храм. Кроме того, во внешней стене расположились аж тридцать маленьких храмов! И, чтобы получить освобождение из сансары, их нужно обойти как минимум три раза, а чтоб наверняка – сто восемь раз. Паломники тоже сначала обходят маленькие храмы и только потом поднимаются в центральный.
Поистине понять масштаб культа Джаганнатхе можно, лишь ознакомившись с обрядовой культурой храма. Ни один день не обходится без пышных церемоний поклонения божествам. Отдельный ритуальный аспект – приготовление жертвенных яств. По легенде, еды для подношений готовят столько, что её бы хватило на пятьдесят тысяч человек! Кушания готовятся в семи поставленных друг на друга горшках, лишь нижний из которых расположен на огне, но, как ни парадоксально, в верхнем горшке пища готовится быстрее, а в нижнем медленнее.
Представьте, сколько нужно поваров, чтобы приготовить эту пищу. По средним оценкам, над осуществлением обрядов и над готовкой трудятся около двадцати тысяч человек. Притом, они принадлежат к девяноста шести различным кастам. Это связано с тем, что каждому из них положено выполнять чётко отведённую работу, механизм которой отлажен, как часы.
Естественно, число беспрецедентное, и это по праву самая крупная кухня мира. После того, как еду подносят Джаганнатхе и его родне, её раздают беднякам либо за небольшую сумму продают паломникам. Встретить ритуальные кушанья и приобрести их можно и в сувенирных магазинчиках, расположившихся у дверей, ведущих на территорию храма. Перед главными Львиными воротами даже организован небольшой базарчик специально для продажи ритуальной пищи: он так и называется – Ананда-базар, что переводится как базар наслаждений. А кое-кто даже заказывает освещённую пищу к себе в отель.
Поедание яств из храма – отдельный обряд. Их следует употреблять в пищу, сидя на полу (притом, именно на голом полу или на земле, но никак не на коврах, циновках и других подстилках), чтобы вы находились ниже Джаганнатхи, и только правой рукой. Пользоваться любыми столовыми приборами запрещается. Приготовленные блюда не бывают острыми, потому что считается, что Кришна такое не ест. Они всегда очень вкусные и сытные, чуть сладкие. Ходит поверье, что, вкусив однажды эти яства, после смерти ты становишься ближе к Богу.
Согласно одному из преданий, еда обязательно должна прийтись по вкусу богине Махалаксми, отвечающей за плодородие и кулинарию. В противном случае она пошлёт в храм весточку в виде собаки. Сразу после появления животного всё наготовленное необходимо выбросить и немедленно приступить к приготовлению вкусных подношений.
Ещё один проверяющий качество приготовленных блюд – сам небесный владыка. Главный священнослужитель во время поднесения кушаний медитирует, и если во время медитации он увидит в сосуде, расположенном перед ним, лицо Джаганнатхи, одаряющее его широкой улыбкой, то можно не беспокоиться – яства пришлись Богу по душе. В противном случае всё приготовленное утилизируется.
У храма Джаганнатхи есть ещё одна традиция: каждый день происходит смена флага на шпиле. Причём, выполнять этот ритуал должен священник. Он поднимается наверх – на высоту сорока пяти этажей! – и обновляет флаг. Священник делает это без подручных средств и без страховки, что само по себе является ежедневным подвигом. Говорят, что этот обряд исполнялся изрядно на протяжении 800 лет. Если же хоть один день священнослужитель забудет о своих обязанностях, храм полагается закрыть на восемнадцать лет.
Между шестью и семью часами вечера происходит смена флага. Флаг, который снимается, могут продать одному счастливчику. Считается, что священнослужители очень любят играть в шахматы. Согласно легенде, шахматы – это игра богов, которую те по душевной доброте передали своим подопечным на Земле.
Самый главный праздник в году для индуистов вайшнавской традиции – Ратха Ятра. В этот день происходит таинство. Согласно преданиям, в этот день Джаганнатха проезжает на своей колеснице и просто смотрит на верующих, благословляя их добрым взглядом. Этим объясняется, почему он всегда изображается с большими глазами. Ратха Ятру также называют праздником колесниц. Это не привычные нам колесницы – у них очень много колёс! Например, у колесницы Джаганнатхи их 16, Баладевы – 14, а Субхадры – 12. Колесницы тянут вручную, на толстых верёвках. Паломники охотно помогают служителям, потому что верят, что таким образом приносят покаяния.
Во время празднования роскошные древние колесницы провозят деревянные скульптуры, весь год находящиеся в храме, по близлежащим к нему улицам. Ратха Ятра всегда собирает толпы народа – как паломников, так и простых туристов-иностранцев, которые наконец получают возможность посмотреть на скульптуры, сокрытые в другие дни от их любопытных глаз.
Люди настолько отчаянно верят своему божеству, что готовы броситься под колёса колесниц в своём отчаянном стремлении быть ближе к нему. Согласно преданию, тот, кого задавит колесница, родится счастливым. Чтобы вы понимали весь масштаб мероприятия: в 2016 году в празднестве приняли участие более десяти миллионов человек со всех концов света! Вернёмся к восторгам, адресованным кухне храма: повара способны накормить всех гостей! На территории священного здания находится более семисот пятидесяти печей.
Джаганнатху везут в храм Гундичи, где он останется на неделю. Спустя этот срок его торжественно привезут обратно. Ореол священности окружает не только храм, но и весь Пури. Считается, что любая еда в городе подобна священной, а просто спать в нём приравнивается к проведению службы во благо божества.
Интересно, что так было отнюдь не всегда. Более того, та земля, на которой возведён Пури, одно время и вовсе считалась проклятой, спускавшейся в преисподнюю. Этот участок самолично расчистили боги, и тогда, победив дьявола, спрятавшегося глубоко на морском дне, они сделали Пури местом культа. Он удобно расположен у Бенгальского залива, и обычно здесь очень многолюдно, ведь это не только место, в которое съезжаются все паломники, но и курортный городок. В связи с этим найти хороший отель по любому кошельку не представляется значительной проблемой. Есть отличные апартаменты, в том числе совсем рядом с храмом. Но, естественно, не во время Ратха Ятры.
Коренного населения в Пури по индийским меркам совсем немного – всего лишь около двухсот тысяч. Поскольку улочки в Пури узкие, самым удобным транспортным средством можно считать велосипед. Его можно арендовать за небольшую плату. Лучше всего по погодным условиям посещать городок зимой – тогда температура держится на отметке около восемнадцати градусов тепла, в то время как летом стабильно переваливает за 30. Если учесть, что для пляжного курорта Пури обладает не слишком чистыми и обустроенными пляжами, расположенными на открытой местности, то главным образом,
Конечно, посещать его стоит ради религиозных построек. Но как ни парадоксально, в своём штате это лучший пляж из всех. Центральная улица начинается у ворот Джаганнатхи и проходит через весь городок. Не так далеко от Джаганнатхи расположилось озеро Саровар – ещё одна святыня Пури. К воде ведут аккуратные ступени, на которых можно отдохнуть, наслаждаясь пейзажем и размышляя о высоких материях. Особенно прекрасны закаты в этой местности – небо озаряется всеми красками, которые отражает вода.
Во время Чандана-Ятры на озёрах близ храма своя традиция: водную гладь рассекают прекрасные ладьи, перевозящие скульптуры шив. Ритуал длится в течение двадцати одного дня. Кульминацией празднества становятся запущенные в небо фейерверки.
Ссылки по теме:
Спутники показывают внезапное падение уровня пресной воды в мире
Яйца могут замедлить ухудшение памяти и поддержать здоровье мозга
Осьминоги могут занять господствующее положение на Земле, если люди исчезнут
Память хранится в клетках всего тела, а не только мозга
Океаны и озера скоро не смогут поддерживать популяции рыб
Читайте также:
Храм Парфенон
Черд Чуенсамнуан: "Пришельцы сказали мне дату Третьей мировой войны"
В Израиле родился красный теленок и его считают символом апокалипсиса
28 ноября начинается Рождественский пост на 40 дней
Найдена древняя постройка, которая может быть частью Атлантиды
Археологи сделали двойное библейское открытие на раскопках в Иерусалиме
Астрологи выделили знаки зодиака, которые подвержены неудачам в ноябре
В Бельгии появилось вращающиеся облако, которое напугало людей