Новая теория предполагает, что "забывание" на самом деле является формой обучения
Вопреки общему мнению, что воспоминания просто разрушаются со временем, "забывание" может быть не таким уж плохим явлением - так считают ученые, которые полагают, что оно может представлять собой форму обучения.
Ученые, стоящие за новой теорией, изложенной сегодня в международном журнале Nature Reviews Neuroscience, предполагают, что изменения в нашей способности получать доступ к конкретным воспоминаниям основаны на обратной связи и предсказуемости окружающей среды. Вместо того чтобы быть ошибкой, забывание может быть функциональной особенностью мозга, позволяющей ему динамично взаимодействовать с окружающей средой.
В меняющемся мире, в котором живем мы и многие другие организмы, забывание некоторых воспоминаний может быть полезным, поскольку это может привести к более гибкому поведению и принятию решений.
Если воспоминания были получены в обстоятельствах, которые не совсем соответствуют текущей обстановке, то их забывание может быть позитивным изменением, улучшающим наше самочувствие. Таким образом, по мнению ученых, мы учимся забывать одни воспоминания, сохраняя при этом другие, важные.
Конечно, за забывание приходится платить потерей информации, но растущий объем исследований показывает, что, по крайней мере, в некоторых случаях забывание связано с изменением доступа к памяти, а не с ее потерей.
Новая теория была предложена доктором Томасом Райаном, доцентом Школы биохимии и иммунологии и Института неврологии Тринити-колледжа в Тринити-колледже в Дублине, и доктором Полом Франклендом, профессором кафедры психологии Университета Торонто и Больницы для больных детей в Торонто.
И доктор Райан, и доктор Франкланд являются стипендиатами канадской глобальной исследовательской организации CIFAR, которая обеспечила это сотрудничество благодаря своей программе Child & Brain Development, ведущей междисциплинарную работу в этой области.
"Воспоминания хранятся в ансамблях нейронов, называемых "клетками энграммы", и успешное восстановление этих воспоминаний предполагает реактивацию этих ансамблей. Логическим продолжением этого является то, что забывание происходит, когда клетки энграммы не могут быть реактивированы. Сами воспоминания все еще существуют, но если специфические ансамбли не могут быть активированы, они не могут быть вызваны. Это как если бы воспоминания хранились в сейфе, но вы не можете вспомнить код, чтобы его открыть.
"Наша новая теория предполагает, что забывание связано с перестройкой схемы, которая переключает клетки энграммы из доступного в недоступное состояние. Поскольку на скорость забывания влияют условия окружающей среды, мы предполагаем, что забывание - это форма обучения, которая изменяет доступность памяти в соответствии с окружающей средой и ее предсказуемостью"
"Существует множество способов, с помощью которых наш мозг забывает, но все они действуют для того, чтобы сделать энграмму - физическое воплощение памяти - более труднодоступной. Важно, что мы считаем, что это "естественное забывание" обратимо при определенных обстоятельствах, и что в болезненных состояниях - например, у людей с болезнью Альцгеймера - эти естественные механизмы забывания нарушаются, что приводит к значительному снижению доступности клеток энграммы и патологической потере памяти"