Опубликовано: 09:30, 05 декабрь 2023
Новости науки и космоса

Как ученые планируют найти инопланетную жизнь на луне Сатурна Энцеладе

Астрофизику и космические исследования давно интригует один постоянный вопрос: Есть ли жизнь за пределами Земли? Ледяная луна Сатурна, Энцелад, является главным кандидатом в этом поиске. Энцелад известен как "океанический мир" и обладает всеми тремя ключевыми элементами, необходимыми для жизни, как мы ее знаем, - водой, энергией и органическим материалом.

Ледяные шлейфы на луне Сатурна Энцеладе

Космический аппарат НАСА "Кассини" во время своей замечательной 20-летней миссии обнаружил, что Энцелад выбрасывает ледяные шлейфы со скоростью около 800 миль в час.

Эти шлейфы не только интересны, но и предоставляют уникальную возможность изучить состав океанов Энцелада и их потенциал для развития жизни. Однако главная проблема заключалась в том, что неясно, смогут ли органические соединения, содержащиеся в этих ледяных зернах, пережить высокоскоростной выброс без разрушения.

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего представили четкие лабораторные доказательства того, что аминокислоты в этих ледяных шлейфах могут выдерживать скорость удара до 4,2 км/с. Это исследование подтверждает возможность обнаружения таких соединений во время космических полетов.

Спектрометр аэрозольных ударов

Под руководством заслуженного профессора химии и биохимии Роберта Континетти команда из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработала специально изготовленный спектрометр для анализа аэрозолей.

Этот прибор, уникальный своей способностью работать с отдельными частицами на высоких скоростях, изначально не предназначался для изучения ударов ледяных зерен, но оказался исключительно подходящим для этой цели.

Континетти объясняет: "Этот прибор - единственный в своем роде в мире, который может выбирать отдельные частицы и ускорять или замедлять их до выбранных конечных скоростей".

Универсальность спектрометра, позволяющего исследовать частицы различных размеров и материалов, повышает его значимость для понимания поведения частиц при высокоскоростном ударе.

В 2024 году НАСА планирует запустить аппарат Europa Clipper, который будет нацелен на луну Юпитера Европу. Подобно Энцеладу, Европа является еще одним "океаническим миром" с ледяным составом. Эта миссия, а также все будущие зонды к Сатурну, обещают выявить молекулы в ледяных зернах, которые могут указывать на наличие жизни в подповерхностных океанах этих лун.

Поиск жизни во льдах Энцелада

Команда Континетти впервые измерила последствия ударов одиночных ледяных зерен, что является важным шагом в понимании выживаемости органических молекул во время высокоскоростных выбросов с таких лун, как Энцелад и Европа.

Команда создала ледяные зерна с помощью ионизации электрораспылением и наблюдала за их поведением в вакууме. Они тщательно измерили массу, заряд и время падения этих зерен, что позволило понять, как выживают аминокислоты на высоких скоростях.

Их исследование подкрепляет возможность обнаружения внеземной жизни и открывает новые пути в химии. Присутствие соли в океанах Энцелада, которая, как считается, превышает земную, может повлиять на возможность обнаружения аминокислот. Этот аспект изменения свойств воды и растворимости молекул с помощью соли может привести к созданию более эффективных методов обнаружения.

"Чтобы получить представление о том, какая жизнь возможна в Солнечной системе, нужно знать, что в отобранных ледяных зернах не было сильной молекулярной фрагментации, чтобы получить отпечаток того, что делает эту форму жизни самодостаточной", - говорит Континетти. "Наша работа показывает, что это возможно с ледяными плюмами Энцелада".

За пределами биосигнатур

Континетти выражает волнение по поводу более широких последствий своей работы, заявляя: "Последствия, которые это имеет для обнаружения жизни в других местах Солнечной системы без миссий на поверхность этих лун с океанами, очень интересны, но наша работа выходит за рамки биосигнатур в ледяных зернах".

Он подчеркивает потенциальный вклад в фундаментальную химию и продолжение новаторских исследований в этой области.

"Это имеет последствия и для фундаментальной химии. Нас радует перспектива пойти по стопам Гарольда Урея и Стэнли Миллера, основателей Калифорнийского университета в Сан-Диего, в изучении формирования строительных блоков жизни в результате химических реакций, активированных ударами ледяных зерен", - заключил Континетти.

Исследование Континетти и его команды из Калифорнийского университета в Сан-Диего знаменует собой важный шаг в продолжающемся поиске возможностей для жизни за пределами Земли. Пока космические миссии продолжают изучать ледяные луны нашей Солнечной системы, это исследование прокладывает путь к новым открытиям и более глубокому пониманию Вселенной, в которой мы живем.

Полный текст исследования опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).