Опубликовано: 19:35, 13 июль 2024
---

Самая близкая к Земле массивная черная дыра обнаружена в Омеге Центавра

Омега Центавра - это небесное зрелище, грандиозное скопление из 10 миллионов звезд, наблюдаемое как туманное пятно в ночном небе из наших южных широт.

При взгляде в скромный телескоп кажется, что оно ничем не отличается от множества других известных нам шаровых скоплений. Однако недавнее научное исследование подтвердило теорию, о которой астрономы спорят уже более десяти лет: Омега Центавра является домом для центральной черной дыры.

Грандиозное астрономическое открытие

Руководители исследования из Университета Юты и Института астрономии Макса Планка, соответственно, Анил Сет и Надин Ноймайер пролили новый свет на эту галактическую загадку, которая ускользала от астрономов на протяжении многих лет.

В результате невероятных усилий эксперты обнаружили почти неуловимую черную дыру средней массы в Омеге Центавра.

Обнаружение черной дыры в Омеге Центавра

Омега Центавра - это небесное зрелище, грандиозное скопление 10 миллионов звезд, наблюдаемое как туманное пятно в ночном небе из наших южных широт.

"Это находка, которая бывает раз в жизни. Я был в восторге от нее девять месяцев подряд. Каждый раз, когда я думаю об этом, мне трудно заснуть", - заявил Сет.

"Я считаю, что необычные заявления требуют необычных доказательств. Это действительно, действительно экстраординарное доказательство".

Черная дыра Омега Центавра

Астрономы предполагали существование невидимой массы вблизи центра Омеги Центавра благодаря разнообразным движениям звезд внутри скопления.

Однако выяснить, вызваны ли они черной дырой промежуточной массы или группой звездных черных дыр, оставалось сложной задачей.

Промежуточная черная дыра, обнаруженная в звездном скоплении Омега Центавра. Credit: NASA

Промежуточная черная дыра обнаружена в звездном скоплении Омега Центавра. Credit: NASA

Предыдущие исследования вызывали критические вопросы: "Так где же высокоскоростные звезды?". Теперь у нас есть ответ на этот вопрос и подтверждение того, что Омега Центавра содержит черную дыру средней массы", - говорит Ноймайер.

Все формы и размеры

В мире астрономии черные дыры не бывают универсальными. Есть звездные черные дыры, которые вмещают от одной до нескольких десятков солнечных масс.

Есть сверхмассивные черные дыры - гиганты, вмещающие миллионы или даже миллиарды солнц. А посередине должны находиться черные дыры промежуточного размера, которые мы до сих пор с трудом находили.

"Есть черные дыры чуть тяжелее нашего Солнца, которые похожи на муравьев или пауков - их трудно обнаружить, но они как бы повсюду во Вселенной", - говорит Мэтью Уиттакер, студент бакалавриата Университета Юты и соавтор исследования.

"Затем есть сверхмассивные черные дыры, которые подобно Годзилле в центрах галактик разрывают все вокруг, и мы можем легко их увидеть. А вот черные дыры средней массы - это что-то вроде снежного человека. Обнаружить их - все равно что найти первое доказательство существования снежного человека - люди просто с ума сойдут".

Самая близкая к Земле черная дыра

До сих пор эта черная дыра оставалась неоднозначным объектом, не обнаруженным астрономами. После нескольких месяцев тщательного анализа движения звезд исследователи наконец идентифицировали "высокоскоростные звезды", подтвердив тем самым наличие черной дыры средней массы.

Ноймайер отметил, что это ближайший известный пример массивной черной дыры, расположенной на расстоянии около 18 000 световых лет от Земли.

Для сравнения, сверхмассивная черная дыра нашего Млечного Пути находится на расстоянии около 27 000 световых лет.

Черные дыры не все одинаковы. По словам соавтора исследования Мэтью Уиттакера, черные дыры чем-то напоминают разнообразие существ на Земле.

Звездные черные дыры похожи на муравьев и пауков: они вездесущи, но их трудно заметить. С другой стороны, сверхмассивные черные дыры больше похожи на Годзиллу - их легко обнаружить и они неистово разрушительны.

Неуловимую черную дыру средней массы можно сравнить со снежным человеком: ее редко замечают и очень ищут.

Решение загадки черной дыры Омега Центавра

Пытаясь понять историю формирования Омеги Центавра, Сет и Ноймайер хитроумно разработали проект, в рамках которого начнется поиск быстро движущихся звезд.

Это послужило бы "пресловутым дымящимся пистолетом" и пролило бы свет на массу черной дыры. Максимилиан Хеберле, докторант Института Макса Планка, возглавивший эту сложную задачу, охарактеризовал ее как "пресловутый поиск иголки в стоге сена".

Интенсивная работа Хеберле по каталогизации движения звезд в Омеге Центавра, основанная на изучении более 500 снимков Хаббла, стала основой исследования.

В результате своей неустанной работы Хеберле обнаружил семь быстро движущихся звезд в центре скопления. Это невероятное открытие указывает на наличие концентрированной массы размером не менее 8 200 солнц.

"Скорости быстро движущихся звезд значительно превышают ожидаемую центральную скорость убегания звездного скопления, поэтому их присутствие можно объяснить только привязкой к массивной черной дыре", - пояснил Хеберле.