Опубликовано: 12:15, 15 февраль 2022
Новости науки и космоса

Астрономы нашли планету, на которой может существовать жизнь

Новое исследование, проведенное под руководством Университетского колледжа Лондона (UCL), недавно выявило кольцо планетарного мусора со структурами размером с луну, вращающееся вокруг белой карликовой звезды, расположенной на расстоянии 117 световых лет от Земли.

Ученые считают, что эти 65 равномерно расположенных облаков планетарного мусора, которые вращаются вокруг белого карлика каждые 25 часов, могли быть так точно расположены на ближайшей планете, находящейся в "зоне обитаемости" звезды, где температура может быть подходящей для существования воды и, следовательно, жизни. Это первый случай, когда на орбите белого карлика была обнаружена планета, потенциально пригодная для жизни.

В то время как очень крупные звезды после смерти превращаются в черные дыры, более мелкие, такие как наше Солнце, становятся белыми карликами - звездами, у которых сгорело все водородное топливо, и они потеряли свой внешний слой. Они обычно размером с планету и излучают голубовато-белый свет после своего образования.

Используя данные наземных и космических телескопов, международная группа исследователей измерила свет от белого карлика в Млечном Пути под названием WD1054-226 и, к своему удивлению, обнаружила ярко выраженные провалы в свете, соответствующие 65 облакам планетарного мусора, вращающимся вокруг звезды.

"Наблюдаемые нами структуры размером с луну являются скорее нерегулярными и пылевыми (например, кометами), чем твердыми сферическими телами. Их абсолютная регулярность - один пролет перед звездой каждые 23 минуты - является загадкой, которую мы в настоящее время не можем объяснить", - сказал ведущий автор исследования Джей Фарихи, профессор астрофизики Калифорнийского университета.

"Захватывающая возможность заключается в том, что эти тела удерживаются на такой равномерно распределенной орбите благодаря гравитационному влиянию близлежащей планеты. Без этого влияния трение и столкновения привели бы к тому, что структуры рассеялись бы, потеряв ту точную регулярность, которая наблюдается. Прецедентом такого "пастушества" является то, как гравитационное притяжение лун вокруг Нептуна и Сатурна помогает создать стабильные кольцевые структуры на орбитах этих планет".

Для подтверждения присутствия планеты необходимы дополнительные доказательства. Однако, если эта гипотеза окажется верной, положение планеты относительно своей звезды будет идеальным, что теоретически позволит жидкой воде - важнейшему условию существования жизни - существовать на ее поверхности.

Более того, это может навести на мысль, что вокруг других белых карликов в нашей галактике и за ее пределами, вероятно, существует больше подобных планет. "Обычно в астрономии, если мы находим одну планету, это означает, что она распространена", - сказал профессор Фарихи.

Полное описание белого карлика и потенциально пригодной для жизни планеты, вращающейся вокруг него, можно найти в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomic Society.