Музыка способствует социальному развитию младенцев
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, занятия младенцев музыкой способствуют социальному развитию, синхронизируя социальное взаимодействие между воспитателем и младенцем.
Ученые наблюдали за 112 младенцами в возрасте двух или шести месяцев и отслеживали их движения глаз во время прослушивания записи пения воспитателя. Анализ показал, что ритм пения воспитателей заставляет младенцев синхронизировать взгляды с социальными сигналами воспитателей на субсекундных временных интервалах.
В возрасте двух месяцев - когда младенцы начинают взаимодействовать с другими людьми - младенцы в два раза чаще смотрели на глаза певцов, синхронизированные с музыкальными ритмами, а к шести месяцам, когда младенцы уже более опытны в музыкальных играх лицом к лицу и развивают довольно сложные ритмические и коммуникативные формы поведения, такие как лепет, они более чем в четыре раза чаще смотрели на глаза певцов, синхронизированные с музыкальными ритмами.
"Пение младенцам кажется таким простым действием, но оно наполнено богатой и значимой социальной информацией", - говорит ведущий автор исследования Мириам Ленсе, доцент кафедры отоларингологии и содиректор лаборатории музыкального познания в Медицинском центре Университета Вандербильта (VUMC). "Здесь мы показываем, что когда воспитатели поют своим младенцам, они интуитивно структурируют свое поведение, чтобы поддержать социальную связь между воспитателем и младенцем и социальное обучение младенца"
Ученые использовали видеозаписи пения, а не живое пение, чтобы убедиться, что любые изменения в поведении младенца при взгляде на него были вызваны самим младенцем, а не тем, что воспитатель подстраивается под младенца. "Младенцы могли смотреть куда угодно во время просмотра видео, но мы обнаружили, что их поведение при взгляде не было случайным", - пояснил Ленсе.
"Очень важно, что предсказуемый ритм пения необходим для этого улавливаемого социального взаимодействия. Когда мы экспериментально изменяем пение так, что оно перестает иметь предсказуемый ритм, увлечение нарушается, и младенцы перестают успешно синхронизировать свой взгляд с социальными сигналами воспитателей"
Для подтверждения своих выводов исследователи взяли еще одну группу шестимесячных младенцев, которые смотрели как оригинальное видео, так и видео, ритм которого был изменен таким образом, что перестал быть предсказуемым. В то время как младенцы наблюдали за оригинальным видео, этот эффект исчез, когда предсказуемый ритм был нарушен.
"Это очень важно, потому что показывает удивительную физическую связь между поведением воспитателя и переживаниями младенца", - сказал старший автор исследования Уоррен Джонс, эксперт по аутизму из Университета Эмори. "Без сознательного осознания такое простое и интуитивное действие, как пение воспитателя, приводит в движение целый каскад форм поведения, которые изменяют опыт младенцев".
Эти результаты свидетельствуют о том, что музыка - это не только развлечение, но и один из основных аспектов раннего социально-эмоционального развития, и подчеркивают степень чувствительности самых маленьких детей к музыкальному ритму, а также сложные способы, которыми музыка переплетается с ранним социальным взаимодействием.