Ученые выяснили, почему многие дети не любят овощи
Люди по своей природе социальные существа, они часто учатся и делают выводы, наблюдая за другими. Это особенно верно в отношении привычек и предпочтений в еде.
Концепция, известная как социальное моделирование, играет важнейшую роль в формировании нашего рациона питания: мы часто ориентируемся на других людей, определяя, что и в каком количестве им следует есть. Но насколько глубоко проникает это влияние?
Выражение лица и пищевые предпочтения
Недавнее исследование, проведенное в Великобритании, позволило изучить влияние мимики на пищевые предпочтения, в частности на сырую брокколи.
Доктор Кэти Эдвардс из Школы психологии Астонского университета, ведущий автор исследования, рассказала о полученных результатах в журнале Frontiers in Psychology.
"Мы показали, что наблюдение за тем, как другие едят сырой овощ с негативным выражением лица, снижает у взрослых женщин симпатию к этому овощу, но не желание его есть", - пояснила Эдвардс.
Негативное и позитивное выражение лица
В исследовании приняли участие более 200 молодых женщин. Участницам показывали видеоролики, на которых взрослые люди едят сырую брокколи с разным выражением лица - позитивным, нейтральным и негативным.
Акцент на женщинах был сделан из-за потенциальных гендерных различий в моделировании пищевого поведения. Результаты оказались несколько неожиданными: негативное выражение лица значительно снижало симпатию к овощу, а позитивное - не повышало.
"Наблюдение за тем, как другие едят сырой овощ с позитивным выражением лица, не повышало у взрослых симпатию к овощу или желание его съесть".
Эдвардс предложил возможные причины этого. Избегание продуктов, к которым проявляется отвращение, может быть естественной защитой от вредных или невкусных продуктов.
"Это может означать, что наблюдение за тем, как кто-то ест сырой овощ с позитивным выражением лица, не является эффективной стратегией для увеличения потребления овощей взрослыми", - сказал Эдвардс.
Будущие последствия для пищевых предпочтений
Данное исследование подчеркивает сложность взаимосвязи между видимым удовольствием и реальными пищевыми предпочтениями.
Хотя основное внимание уделялось реакции взрослых, эти выводы могут быть распространены и на детей, которые обычно более нерешительны, чтобы попробовать овощи.
"Например, если ребенок видит, как его родитель демонстрирует отвращение при поедании овощей, это может негативно сказаться на восприятии овощей детьми", - отметил Эдвардс.
Уникальным аспектом данного исследования стало использование видеоклипов вместо живых демонстраций или статичных изображений, что позволило получить более реалистичное представление о динамичных реакциях лица.
Однако Эдвардс отмечает, что в будущем следует изучить влияние живых демонстраций и то, как эти результаты отразятся на реальном потреблении овощей среди взрослых.
"Нам также необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, отразятся ли результаты этого исследования на реальном потреблении овощей взрослыми", - заключил Эдвардс.
Таким образом, мы понимаем, что социальное моделирование играет важную роль в формировании пищевого поведения, но многое еще предстоит выяснить о нюансах этого влияния, особенно в живых условиях и в разных возрастных группах".
Полная версия исследования была опубликована в журнале Frontiers in Psychology.