Опубликовано: 12:47, 31 март 2024
Новости науки и космоса / news

Криовулканическая рогатая комета "Мать драконов" теперь видна с Земли

Комета 12P/Pons-Brooks, известная также как "комета дьявола" и "мать драконов", в настоящее время видна на ночном небе северного полушария, представляя собой уникальное зрелище как для любителей, так и для профессиональных астрономов.

Эта комета типа Галлея, обращающаяся вокруг Солнца каждые 71 год и имеющая ядро диаметром около 30 километров, известна своими впечатляющими выбросами газа и пыли во время путешествий по внутренней Солнечной системе.

Комета 12P/Понс-Брукс

Комета известна как "комета дьявола" из-за своего ярко выраженного "рогатого" вида. Однако более современная культура объясняет ее связь с каппа-Драконидами, относительно скромным ежегодным метеорным потоком, который наблюдается в конце ноября - декабре.

Как и другие кометы, 12P/Понс-Брукс состоит из смеси льда, пыли и каменистого материала. По мере приближения к Солнцу комета претерпевает трансформацию, в результате которой лед внутри нее переходит из твердого состояния в газообразное.

В результате этого процесса газ и пыль отталкиваются от поверхности кометы и образуют обширное облако и характерный хвост. Этот хвост, формируемый и движимый солнечным ветром, служит видимым маркером пути кометы в космосе.

Что такое криовулканические кометы?

Криовулканические кометы представляют собой интересный класс небесных объектов, которые демонстрируют уникальную геологическую активность. Эти кометы содержат не только обычную смесь льда, пыли и камней, но и криовулканы - вулканы, извергающие не расплавленную породу, а летучие вещества, такие как вода, аммиак или метан.

Криовулканы образуются на кометах, когда внутреннее тепло увеличивается, заставляя летучие материалы внутри кометы испаряться и расширяться. Это повышенное давление в конечном итоге приводит к разрыву поверхности кометы, позволяя газам и жидкостям вырваться наружу в виде драматического извержения.

Значение криовулканической активности

Изучение криовулканических комет позволяет получить ценные сведения о составе и внутренней структуре этих ледяных тел.

Анализируя материалы, выбрасываемые во время криовулканических извержений, ученые лучше понимают условия, существующие внутри комет, и ту роль, которую они играют в формировании и эволюции Солнечной системы.

Примечательные примеры

Помимо 12P/Понс-Брукс, одним из самых известных примеров криовулканической кометы является 29P/Швассмана-Вахмана 1. Эта комета демонстрирует частые вспышки, которые, как полагают, вызваны криовулканической активностью.

Другой пример - комета 67P/Чурюмова-Герасименко, которую посетил космический аппарат Европейского космического агентства "Розетта". Наблюдения "Розетты" выявили признаки криовулканической активности на поверхности кометы.

По мере того как мы будем продолжать исследовать и изучать эти увлекательные объекты, криовулканические кометы, несомненно, прольют больше света на динамические процессы, формирующие нашу Солнечную систему.

Когда будет видна дьявольская комета 12P/Pons-Brooks?

12P/Pons-Brooks наиболее заметна в конце марта - начале апреля. Видимость кометы, расположенной над западным горизонтом в послеполуденные часы, зависит от степени ее активности и близости к Земле.

Временами она может ярко сиять, но в другие моменты может быть едва заметна. Комета Дьявола достигнет ближайшей к Земле точки в июне 2024 года, но больше не будет видна из северного полушария.

Два легендарных астронома

Название кометы связано с наследием двух легендарных личностей - Жана-Луи Понса и Уильяма Р. Брукса, которые открыли впечатляющее количество комет.

Жан-Луи Понс

Понс, французский астроном, работавший с 1761 по 1831 год, запомнился своим выдающимся вкладом в астрономию, в первую очередь открытием 37 комет в период с 1801 по 1827 год с помощью оборудования, которое он создал сам.

Это достижение и по сей день остается непревзойденным рекордом. Один из ярких примеров его кометных открытий произошел 12 июля 1812 года, когда он обнаружил тусклое небесное тело, лишенное характерного кометного хвоста.

В течение следующего месяца это тело значительно посветлело, и к 15 августа того же года у него появился видимый хвост, что ознаменовало пик его видимости. Орбита кометы была рассчитана на основе тщательных наблюдений Понса, и астрономы оценивают период ее обращения вокруг Солнца в 65-75 лет.

Уильям Р. Брукс

Уильям Р. Брукс, англо-американский астроном с впечатляющим послужным списком из 27 открытий комет, случайно подтвердил ранние наблюдения Понса, когда 2 сентября 1883 года наблюдал ту же комету во время ее обратного пролета через внутреннюю часть Солнечной системы.

Первоначально ее приняли за новое открытие, но вскоре узнали, что это та самая комета, которую Понс наблюдал 71 год назад.

Яркие вспышки газа и пыли

Особую известность комета Дьявола получила благодаря ярким вспышкам газа и пыли во время близкого сближения с Солнцем, которые были видны в 1883, 1954 и 2023 годах.

Исторические свидетельства о ярких небесных объектах, замеченных в Китае в 1385 году и в Италии в 1457 году, считаются более ранними наблюдениями этой кометы, что еще больше закрепляет ее место в анналах астрономии.