Шимпанзе продолжают учиться и во взрослом возрасте
Принято считать, что обучение - занятие преимущественно для молодых, однако недавние исследования показывают, что взрослые шимпанзе продолжают оттачивать и совершенствовать свои навыки использования инструментов, что является важным открытием в изучении эволюции приматов и человека.
Это удивительное открытие стало результатом исследования, проведенного Матье Мальербе и его коллегами из Института когнитивных наук во Франции.
Исследование проливает новый свет на параллели между поведением человека и шимпанзе в процессе обучения.
Наблюдение за освоением инструментов у диких шимпанзе
Команда Малхерба сосредоточилась на диких шимпанзе в Национальном парке Таи (Кот-д'Ивуар), используя видеозаписи, собранные в течение нескольких лет, чтобы наблюдать за приматами в действии. В ходе этих наблюдений 70 шимпанзе разного возраста использовали палки для добывания пищи.
«Использование инструментов считается движущей силой эволюции расширения мозга и длительной зависимости от возраста в роду гоминин. Тем не менее, оно остается редким среди животных, возможно, из-за присущих им ограничений, связанных с ловкостью рук и когнитивными способностями", - пишут исследователи.
«В нашем исследовании мы изучили онтогенез использования инструментов у шимпанзе (Pan troglodytes), вида, известного своим обширным и гибким поведением при использовании инструментов».
Рост мастерства использования инструментов с возрастом
По мере взросления шимпанзе демонстрировали все большее мастерство в манипулировании инструментами, демонстрируя более подходящие захваты пальцев и более тонкие техники для выполнения конкретных задач.
Интересно, что если базовые моторные навыки, связанные с использованием инструментов, были хорошо развиты к шести годам, то шимпанзе демонстрировали значительный прогресс в своих способностях вплоть до пятнадцати лет.
В частности, они научились извлекать насекомых из труднодоступных мест и регулировать хватку в зависимости от поставленной задачи, что говорит о том, что развитие таких навыков связано не только с когнитивными навыками, но и с физической зрелостью.
«У диких шимпанзе наблюдалось длительное развитие хвата рукой, когда они манипулировали палкой в качестве инструмента для извлечения труднодоступной пищи из полостей. В то время как дигитальный захват стал преобладающим захватом руки к 5-6 годам (возраст отъема), он стал повсеместным только к 15 годам (взрослая жизнь)", - отмечают исследователи.
«Кроме того, мы обнаружили, что шимпанзе использовали 6 действий с палочными инструментами, чтобы добыть 8 видов пищи. Взрослые особи, но не взрослые, модулировали свое поведение, чтобы использовать более подходящий захват руки в соответствии с требованиями к действию (т.е. сила или точность). Такая модуляция поведения только у взрослых указывает на улучшенное понимание проблем использования инструментов и их решений».
Последствия непрерывного обучения
Исследование подчеркивает важность непрерывного обучения в животном мире, особенно среди шимпанзе и других видов, которые в значительной степени зависят от использования инструментов.
Способность к обучению и технологической адаптации во взрослом возрасте - это не просто черта, наблюдаемая у людей, но, очевидно, часть более широкой эволюционной модели, включающей наших ближайших родственников.
Пожизненное обучение у шимпанзе
Этот непрерывный процесс обучения у шимпанзе подтверждает идею о том, что большой мозг гоминид - человека и родственных ему видов - способствует устойчивому обучению на более поздних этапах жизни.
«У диких шимпанзе обучение тонкостям использования инструментов продолжается до зрелого возраста. Эта закономерность подтверждает идею о том, что большой мозг у гоминид позволяет продолжать обучение на протяжении первых двух десятилетий жизни", - отмечают авторы исследования.
Исследование глубин обучения шимпанзе
Хотя исследование дает ценные сведения, ученые признают, что для полного понимания динамики процессов обучения шимпанзе необходимо провести дополнительную работу.
Остаются вопросы о роли мышления, памяти, а также о том, происходит ли обучение в основном на основе личного опыта, или же оно также включает в себя обучение со стороны сверстников.
Эти вопросы крайне важны для более глубокого понимания того, как способность к обучению влияет на эволюцию использования орудий труда и когнитивных способностей у приматов.
Более широкие эволюционные закономерности
Открытие того, что шимпанзе продолжают учиться и совершенствовать свои навыки использования инструментов вплоть до зрелого возраста, не только расширяет наше представление о способностях приматов, но и согласуется с более широкими эволюционными теориями развития мозга и обучения у гоминид.
Она подчеркивает значение обучения на протяжении всей жизни как ключевого компонента в развитии когнитивных и культурных способностей, являясь зеркалом развития нашего собственного вида.
По мере продвижения исследований будет интригующе наблюдать, как эти открытия повлияют на наше понимание эволюции человека и приматов.
Исследование опубликовано в журнале PLoS Biology.