Опубликовано: 22:09, 28 май 2024
Новости науки и космоса / news

ИИ помогает НАСА точно определить самые сильные взрывы во Вселенной

Рассвет искусственного интеллекта (ИИ) положил начало эпохе преобразований, обещая изменить все стороны нашей жизни. Теперь искусственный интеллект вышел за пределы Земли и поможет ученым НАСА раскрыть секреты космоса, в том числе местоположение всплесков гамма-лучей (GRBs).

Это захватывающее пересечение технологий и астрономии стало реальностью благодаря недавнему исследованию, проведенному Марией Дайнотти, приглашенным профессором Невадского центра астрофизики при университете UNLV.

Дайнотти и ее команда использовали возможности искусственного интеллекта, чтобы проникнуть в загадочный мир гамма-всплесков (GRB) - самых ярких и сильных взрывов во Вселенной.

Используя модели машинного обучения, они добились беспрецедентной точности в измерении расстояний до этих космических бегемотов. Этот прорыв имеет далеко идущие последствия для нашего понимания эволюции Вселенной и жизненных циклов звезд.

Что такое гамма-всплески (ГВС)?

Представьте себе взрыв такой силы, что за несколько секунд он выделяет столько энергии, сколько наше Солнце выделяет за всю свою жизнь. Это и есть внушающая благоговение мощь GRB.

Эти катаклизмы видны на огромных космических расстояниях, даже на самом краю наблюдаемой Вселенной. Их блеск делает их бесценным инструментом для астрономов, стремящихся изучить самые древние и далекие звезды.

Но есть одна загвоздка: современные технологии наблюдений ограничивают наши возможности по сбору данных, необходимых для расчета расстояний до всех известных GRB. Именно здесь на помощь приходит гениальный подход Дайнотти.

Объединив данные о всплесках гамма-лучей из обсерватории НАСА «Свифт» Нила Герелса с несколькими моделями машинного обучения, она преодолела эти ограничения, что позволило сделать гораздо более точные оценки расстояний.

ИИ в роли космического детектива

«Это исследование открывает новые горизонты как в гамма-астрономии, так и в машинном обучении», - говорит Дайнотти.

«Последующие исследования и инновации помогут нам добиться еще более надежных результатов и позволят ответить на некоторые из самых актуальных космологических вопросов, включая самые ранние процессы в нашей Вселенной и ее эволюцию с течением времени».

Одно из исследований Дайнотти было посвящено использованию методов машинного обучения для определения расстояний до GRB, наблюдаемых ультрафиолетовым/оптическим телескопом Swift (UVOT) и наземными телескопами.

Результаты оказались удивительно точными, что позволило исследователям с поразительной точностью оценить количество GRB в заданном объеме и времени.

В другом исследовании Дайнотти и ее коллеги использовали мощный метод машинного обучения под названием Superlearner для измерения расстояний до GRB, используя данные рентгеновского телескопа НАСА Swift.

Superlearner объединяет несколько алгоритмов, присваивая им веса в зависимости от их предсказательной силы. Этот инновационный подход значительно повысил надежность оценок расстояний для большой выборки GRB.

Освещая происхождение гамма-всплесков

Но на этом открытия не закончились. В третьем исследовании, проведенном астрофизиком Вахе Петросяном и Дайнотти из Стэнфордского университета, использовались рентгеновские данные Swift, чтобы пролить свет на загадочный вопрос о том, как образуются GRB.

Результаты исследования опровергли общепринятую точку зрения, предположив, что некоторые длинные GRB могут возникать в результате слияния невероятно плотных объектов, таких как нейтронные звезды, а не в результате коллапса массивных звезд.

«Это открывает возможность того, что длинные GRB на небольших расстояниях могут возникать не в результате коллапса массивных звезд, а в результате слияния очень плотных объектов, таких как нейтронные звезды», - объясняет Петросян.

Новая эра космических исследований

Последствия этого исследования обширны и глубоки. Расширив наши возможности по измерению расстояний до GRB, ученые смогут глубже понять эволюцию звезд и общую структуру Вселенной.

Обнаружение альтернативных механизмов образования длинных GRB открывает новые пути для изучения самых экстремальных космических явлений.

Сейчас Дайнотти и ее коллеги работают над тем, чтобы сделать свои инструменты машинного обучения доступными для широкой научной общественности с помощью интерактивного веб-приложения.

Это позволит астрономам во всем мире использовать их новаторские разработки и углубить наше понимание космоса.

Слияние искусственного интеллекта и астрономии открыло новую эру космических исследований. С каждым новым открытием мы становимся все ближе к разгадке тайн Вселенной и нашего места в ней. Будущее астрономии светло, и ИИ освещает путь вперед».

Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal Letters.