Опубликовано: 15:16, 30 ноябрь 2021
Общество и мир / news

Обнаружены генетические предпосылки в ДНК, повышающие риск самоубийства

В ходе крупнейшего на сегодняшний день генетического исследования попыток самоубийства ученые выявили область генома на хромосоме, содержащую вариации ДНК, которые повышают риск совершения попытки самоубийства конкретным человеком с данной особенностью.

Исследование также выявило совпадение генетической основы попыток самоубийства и генетической основы связанных с ними психических расстройств, в частности, большой депрессии, а также непсихиатрических факторов риска, таких как курение, рискованное поведение, нарушения сна и плохое общее состояние здоровья.

Результаты исследования, опубликованные 30 ноября в журнале Biological Psychiatry, позволяют предположить, что генетические основы попыток самоубийства частично общие, а частично отличные от генетических основ связанных с ними психических расстройств.

Суицид - это мировая проблема здравоохранения, на которую приходится почти 800 000 смертей в год. По оценкам, несмертельные попытки самоубийства происходят более 20 раз на каждую смерть от самоубийства и являются основным источником инвалидности, снижения качества жизни, а также социального и экономического бремени. Суицидальные мысли и поведение можно уменьшить при надлежащей поддержке и лечении психического здоровья. Поэтому очень важно получить представление о биологических путях, лежащих в основе попыток самоубийства или суицидальных мыслей, что может дать потенциальные возможности для лечения и стратегий профилактики.

Группа специалистов из Международного консорциума генетики самоубийств провела исследование геномной ассоциации. Этот метод предполагает сканирование ДНК многих людей в поисках генетических маркеров, которые чаще встречаются у тех, кто совершил попытку самоубийства. Команда просканировала более 7,5 миллионов общих вариаций в последовательности ДНК почти 550 000 человек, почти 30 000 из которых совершили попытку самоубийства.

"Помимо выявления места риска попытки самоубийства на хромосоме 7, мы обнаружили сильное совпадение генетической основы попытки самоубийства и генетической основы психических расстройств, в частности, большой депрессии, а также некоторое совпадение с генетикой курения, боли, принятия риска, нарушений сна и ухудшения общего состояния здоровья", - сказал Нив Маллинз, доктор философии, доцент кафедры психиатрической геномики в Школе медицины Икан при Маунт-Синай, соучредитель и сопредседатель консорциума и ведущий автор статьи.

Связь между генетическими вариациями на хромосоме 7 и риском попытки самоубийства также не была опосредована сопутствующими психическими расстройствами и была воспроизведена в ходе независимого анализа более 14 000 ветеранов, совершивших попытку самоубийства, в рамках программы "Миллион ветеранов" - национальной исследовательской программы, направленной на изучение того, как гены, образ жизни и военное облучение влияют на здоровье и болезни.

Вариации ДНК в этом регионе ранее были связаны с бессонницей, курением и рискованным поведением, и хотя для раскрытия биологического механизма необходима дальнейшая работа, подобные результаты еще на один шаг приближают исследователей к пониманию нейробиологии суицидальности.

"Результаты исследования также указывают на важность изучения потенциальных прямых причинно-следственных связей между этими факторами риска и попытками самоубийства у пациентов с психическими заболеваниями и без них", - добавил Дуглас Рудерфер, доктор философии, доцент генетической медицины, психиатрии и биомедицинской информатики в Медицинском центре Университета Вандербильта, соучредитель и сопредседатель консорциума и старший автор статьи.

Международный консорциум по генетике самоубийств включает более 260 ученых из более чем 20 стран, которые занимаются изучением генетических основ суицидальности. Их работа закладывает основу для будущих более масштабных исследований по выявлению генетических факторов риска попыток самоубийства в других областях генома, а также для дополнительных исследований, направленных на суицидальные мысли. Конечная цель этих исследований - получить представление о биологических путях, лежащих в основе суицидальности, что открывает потенциальные пути для лечения и стратегий профилактики.