Опубликовано: 17:01, 22 апрель 2022
Красота и здоровье / news

Низкокалорийная диета изменяет микробиом кишечника и задерживает иммунное старение

Диета с пониженным содержанием калорий может не только отсрочить развитие метаболических заболеваний, но и положительно влияет на иммунную систему. Исследователи впервые показали, что этот эффект опосредован измененным микробиомом кишечника, который замедляет ухудшение состояния иммунной системы в пожилом возрасте (иммунное старение). Исследование было опубликовано в журнале Microbiome.

Около 2 миллиардов человек во всем мире страдают от избыточного веса. Ожирение повышает риск развития высокого кровяного давления, сердечного приступа или сахарного диабета 2 типа и может вызвать воспаление в организме, которое ослабляет иммунную систему за счет накопления специфических Т- и В-клеток памяти.

Этот процесс называется иммунным старением - возрастным изменением иммунной системы. У людей, страдающих ожирением, развитие метаболических заболеваний, таких как диабет 2 типа, может быть задержано низкокалорийной диетой. Кроме того, такая диета положительно влияет и на иммунную систему. Но как именно опосредуются эти положительные эффекты и какую роль в этом процессе играет микробиом кишечника, пока неизвестно. В недавнем исследовании ученые изучили взаимодействие между диетой с пониженным содержанием калорий, микробиомом, метаболизмом и иммунной системой.

Диета с пониженным содержанием калорий изменяет микробиом кишечника

Для этого они сначала проанализировали, как очень низкокалорийная диета (800 ккал в день в течение 8 недель) повлияла на микробиом кишечника женщины с ожирением. На следующем этапе исследователи пересадили микробиоту кишечника до и после диеты беззародышевым мышам, чтобы создать гнотобиотическую модель мыши.

"Таким образом, мы смогли определить единственное влияние микробиоты кишечника в форме диеты на метаболизм и иммунную систему", - сказал Райнер Юмперц фон Шварценберг, последний автор исследования и ученый из Института исследований диабета и метаболических заболеваний имени Гельмгольца Мюнхенского университета Тюбингена, партнера Немецкого центра исследований диабета (DZD). Он руководил исследованием вместе с Хансом-Дитером Волком и Йоахимом Шпрангером из Шарите.

Измененный диетой микробиом кишечника улучшает метаболизм и задерживает иммунное старение Пересадка измененной диетой микробиоты улучшила метаболизм глюкозы и уменьшила отложение жира. Кроме того, масс-цитометрия показала, что уровень специфических Т- и В-клеток памяти также был снижен. "Это указывает на задержку иммунного старения", - сказала Джулия Сбирски-Кинд, первый автор исследования.

"Эти результаты позволяют предположить, что положительное влияние низкокалорийной диеты на метаболизм и иммунную систему опосредовано через микробиом кишечника", - сказала Сбиерски-Кинд. Однако авторы исследования подчеркивают, что пока исследование проводилось только с микробиомом одного человека и что для подтверждения результатов эксперименты необходимо повторить с другими испытуемыми. Новые выводы также могут быть интересны для медицинской практики в долгосрочной перспективе. "Улучшение понимания сложного взаимодействия между диетой, микробиомом и иммунной системой может заложить основу для разработки новых терапевтических путей на основе микробиома для лечения метаболических и иммунных заболеваний", - сказал Джамперц.