Опубликовано: 11:23, 01 март 2022
Красота и здоровье / news

Здоровый микробиом кишечника повышает успешность лечения рака

Крупнейшее на сегодняшний день исследование подтвердило связь между микробиомом кишечника и ответом на иммунотерапию рака при лечении меланомы.

Исследование опубликовано сегодня в журнале Nature Medicine и координировалось Королевским колледжем Лондона, отделением CIBIO Университета Тренто и Европейского института онкологии в Италии, Университетом Гронингена в Нидерландах и финансировалось фондом Seerave.

Доктор Карла Ли, клинический исследователь Королевского колледжа Лондона и первый автор исследования, отметила, что "предварительные исследования на ограниченном числе пациентов позволили предположить, что микробиом кишечника, как регулятор иммунной системы, играет определенную роль в ответе каждого пациента на иммунотерапию рака, и особенно в случае меланомы. Это новое исследование может оказать большое влияние на онкологию и медицину в целом".

Микробиом, набор микроорганизмов, живущих в кишечнике, может быть изменен с помощью диетических изменений, пробиотиков нового поколения и пересадки кала. Эти изменения, в свою очередь, модифицируют действие микробиома на иммунную систему. Понимание особенностей микробиома может позволить лечащим врачам соответствующим образом изменить микробиом пациента до начала лечения. Менее 50% пациентов положительно реагируют на иммунотерапию меланомы, поэтому поиск стратегий для увеличения числа положительно реагирующих пациентов имеет решающее значение.

Исследование объединило самую большую когорту пациентов с меланомой и образцы их микробиома кишечника из пяти клинических центров в Великобритании, Нидерландах и Испании. Исследователи провели масштабное метагеномное исследование - секвенирование микробиома кишечника, чтобы выяснить, существует ли ассоциация между составом и функцией микробиома кишечника и ответом на иммунотерапию.

Результаты подтвердили сложную ассоциацию, поскольку она включает различные виды бактерий в разных когортах пациентов. Присутствие трех видов бактерий (Bifidobacterium pseudocatenulatum, Roseburia spp. и Akkermansia muciniphila), по-видимому, связано с лучшим иммунным ответом. Дополнительным выводом стало то, что на сам микробиом сильно влияют факторы, включая конституцию пациента, использование ингибиторов протонной помпы и диету, что следует учитывать в будущих продольных исследованиях.

Соавтор исследования профессор Тим Спектор из Королевского колледжа Лондона сказал, что "это исследование показывает, что шансы на выживание, основанные на здоровых микробах, почти удвоились между подгруппами. Конечная цель - определить, какие именно особенности микробиома непосредственно влияют на клинические преимущества иммунотерапии, чтобы использовать эти особенности в новых персонализированных подходах для поддержки иммунотерапии рака. А пока это исследование подчеркивает потенциальное влияние правильного питания и здоровья кишечника на шансы выживания пациентов, проходящих иммунотерапию".