Японский народ хирота практиковал модификацию черепа, причины которой неясны
Практика древних цивилизаций часто остается окутанной тайной. Одной из таких загадок является вековая практика преднамеренной модификации черепа - обычай, который озадачивал ученых на протяжении многих поколений. Новое исследование проливает свет на эту загадочную традицию. Специалисты сообщают, что модификация черепа практиковалась народом хирота на юге Японии в период от позднего Яёй до Кофун, т.е. с III по VII век н.э.
Исследование проводилось совместно биологическими антропологами и археологами из Университета Кюсю и Университета Монтаны. Результаты исследования, опубликованные недавно в журнале PLOS ONE, свидетельствуют о том, что люди Хирота, обитавшие на острове Танэгасима в префектуре Кагосима, занимались модификацией черепа. Это действие заключается в сдавливании или связывании головы человека в период его формирования, что приводит к необратимой деформации черепа.
Считается, что эта практика, существовавшая до появления письменности, была мощным символом, обозначавшим групповую принадлежность или социальный ранг человека.
"Одним из мест в Японии, которое уже давно ассоциируется с деформацией черепа, является могильник Хирота на японском острове Танегасима в префектуре Кагосима. Это крупное захоронение людей Хирота, живших здесь в период от конца периода Яёй, около III в. н.э., до периода Кофун, между V и VII вв. н.э.", - пояснила Норико Сегучи, руководитель исследования.
"Раскопки на этом месте проводились с 1957 по 1959 год и повторно с 2005 по 2006 год. При первых раскопках мы обнаружили останки с черепными деформациями, характеризующимися короткой головой и уплощенной задней частью черепа, в частности затылочной костью и задними частями теменных костей".
Загадка, однако, заключалась в том, чтобы определить, было ли это изменение преднамеренным действием или просто непреднамеренным следствием других форм поведения. Для решения этой задачи группа исследователей объединила традиционные и современные методы. С помощью двухмерной визуализации были получены контуры черепов, а с помощью трехмерного сканирования - детали поверхности.
Полученные данные были сопоставлены с результатами исследований других японских археологических памятников, таких как Доигахама Яёй в Западном Ямагути и Дзёмон на острове Кюсю, которые предшествовали Яёй как охотники-собиратели.
"Наши результаты выявили различия в морфологии черепа и значительную статистическую вариабельность между особями Хирота и образцами Дзёмон с острова Кюсю и Доигахама Яёи", - сказал Сегучи.
"Наличие уплощенной задней части черепа, характеризующейся изменениями в затылочной кости, а также углубления в частях черепа, соединяющих кости между собой, в частности в сагиттальном и ламбдоидальном швах, убедительно свидетельствуют о намеренной модификации черепа".
Точные мотивы такой практики остаются неясными. Авторы предполагают, что для людей Хирота этот акт мог быть символическим выражением групповой идентичности. Кроме того, он мог играть определенную роль в создании торговых сетей, в частности, по продаже моллюсков, о чем свидетельствуют археологические находки на этом месте.
"Полученные нами результаты вносят существенный вклад в наше понимание практики намеренной модификации черепа в древних обществах", - говорит Сегучи. "Мы надеемся, что дальнейшие исследования в этом регионе позволят получить дополнительные сведения о социальном и культурном значении этой практики в Восточной Азии и во всем мире".