Опубликовано: 18:58, 21 октябрь 2024
Новости науки и космоса / news

Земля пережила столкновение с астероидом в 1908 году, о котором большинство людей не знает

Более века назад тихим утром в районе Сибири под названием Тунгуска небо озарилось вспышкой ярче солнца. Взрыв потряс землю, оставив очевидцев одновременно потрясенными и испуганными. Они только что стали свидетелями самого последнего крупного столкновения Земли с астероидом.

«Столкновение ОСЗ с Землей - единственная природная катастрофа, которую, как мы теперь знаем, человечество может полностью предотвратить», - говорит сотрудник планетарной обороны НАСА Линдли Джонсон.

«Мы должны продолжать поиски того, что, как мы знаем, еще существует, и продолжать исследования и испытания технологий и возможностей планетарной обороны, которые однажды смогут защитить жителей нашей планеты от разрушительного события».

Тунгусский астероидный удар

Утро 30 июня 1908 года началось как обычно, но вскоре было внезапно прервано ярким огненным шаром, пронесшимся по небу.

Затем последовал громовой раскат, ознаменовавший катастрофическое столкновение астероида с атмосферой Земли. Это событие, получившее название Тунгусского, оставило неизгладимый след в истории человечества и подчеркнуло опасность, которая таится в наших космических окрестностях.

В 1927 году на Тунгусский полигон отправилась первая научная экспедиция под руководством известного геолога доктора Леонида Алексеевича Кулика из Академии наук СССР.

Его работа, пусть и 20 лет спустя, зафиксировала масштабные разрушения, вызванные взрывом астероида в воздухе.

Тунгусский астероид уничтожил около 80 миллионов деревьев на огромной территории в 830 квадратных миль, что сильно ударило по эвенкийскому народу, поскольку его средства к существованию зависели от оленьих стад.

Атмосферный взрыв или прямое воздействие?

Анализ доктора Кулика показал, что объект, болид шириной около 130 футов, вошел в атмосферу Земли под углом 30 градусов.

Он считает, что астероид взорвался в воздухе на высоте около шести миль, создав мощную ударную волну и тепловой взрыв, способные сравнять с землей леса и вызвать сейсмические волны, ощущаемые на расстоянии сотен миль.

Дальнейшие исследования обнаружили микрочастицы, которые позволили предположить, что болид, скорее всего, был астероидом из космоса.

Тунгусское событие не было единичным: археологи обнаружили следы других воздушных взрывов на протяжении всей истории человечества.

Если небольшие астероиды обычно безвредно распадаются в атмосфере, то более крупные, такие как Тунгусский астероид, могут представлять реальную опасность.

Координационное бюро планетарной обороны (PDCO)

Сегодня мы не забыли уроки Тунгусского астероида. Запуск PDCO НАСА в 2016 году стал большим шагом вперед в защите Земли от потенциальных астероидных ударов.

PDCO занимается обнаружением околоземных объектов (NEO), рассылкой предупреждений и координацией глобальных планов защиты.

Теперь давайте поговорим о впечатляющем достижении: миссии Double Asteroid Redirection Test (DART). Запущенный 23 ноября 2021 года, DART должен был продемонстрировать технику, называемую кинетическим ударом.

DART поразил свою цель - бинарную астероидную систему Дидимос и его меньший приятель Диморфос - на ошеломляющей скорости в 14 000 миль в час, успешно изменив ее траекторию.

26 сентября 2022 года удар DART даже замедлил орбиту Диморфоса вокруг Дидимоса на 32 минуты - гораздо больше, чем кто-либо ожидал!

«Столкновение ОСЗ с Землей - единственная природная катастрофа, которую, как мы знаем, человечество могло бы предотвратить», - пояснил сотрудник планетарной обороны НАСА Линдли Джонсон.

От Тунгуски до наших дней

Тунгуска - довольно печальная глава в истории Земли, но это лишь часть более масштабной истории. Космические удары, такие как удар астероида, который создал кратер Чиксулуб в Мексике 65 миллионов лет назад, уничтожили динозавров и 75 % земных видов.

Метеоритный кратер в Аризоне, возраст которого составляет около 50 000 лет, показывает, насколько мощными могут быть эти удары.

Древние космические события также сыграли огромную роль в формировании человеческой цивилизации. Возьмем, к примеру, кометное столкновение в Сирии, произошедшее 12 800 лет назад в период Младшей Дриады, или взрыв астероида, разрушивший древний город Талль-эль-Хамман в Иордании. Эти события показывают, насколько глубокими и продолжительными могут быть их последствия для общества.

Следующий рубеж в планетарной защите

Хотя Тунгусское событие служит суровым напоминанием, наши возможности по реагированию на него значительно возросли. PDCO НАСА продолжает следить за ОСЗ, которые приближаются к нашей орбите на расстояние 30 миллионов миль.

Успех миссии DART служит образцом для будущих стратегий обороны и закладывает основу для более сложных и надежных методов планетарной защиты.

Информированность и вовлеченность общественности имеют решающее значение для эффективной стратегии планетарной обороны. После того как Организация Объединенных Наций объявила 30 июня Международным днем астероидов, предпринимаются усилия по просвещению и привлечению людей во всем мире к этой важной миссии.