Опубликовано: 20:14, 16 июнь 2024
Новости науки и космоса / news

Массивное столкновение астероидов обнаружено в соседней звездной системе

В большом космическом театре даже астероиды имеют свои драматические моменты. Астрономы, глядя через объектив космического телескопа Джеймса Уэбба, запечатлели потрясающее зрелище: последствия столкновения колоссальных астероидов в звездной системе Бета Пикторис.

Звездная система Бета Пикторис

Бета Пикторис, относительно молодая звездная система, расположенная на расстоянии всего 63 световых лет от Земли, привлекает внимание астрономов тем, что в ней продолжается формирование планет.

В системе кипит активная жизнь: зарождающиеся планеты коалесцируют среди вихря газа, пыли и скалистых обломков.

Эта динамичная среда открывает уникальное окно в ранние стадии развития планетарной системы, позволяя ученым изучать сложные процессы, формирующие миры.

Присутствие большого количества пыли и обломков в системе Бета Пикторис указывает на то, что она все еще находится в стадии формирования планеты.

Эти материалы, оставшиеся после формирования системы, являются строительными блоками, из которых возникают планеты. Со временем они сталкиваются и коалесцируют, постепенно превращаясь в более крупные тела, которые в итоге образуют планеты.

Недавние наблюдения свидетельствуют о драматических событиях, которые могут происходить в этих молодых звездных средах.

Драматическое столкновение астероидов

Когда астрономы проанализировали последние наблюдения системы Бета Пикторис, полученные с помощью телескопа Уэбба, и сравнили их с более ранними данными, собранными космическим телескопом Спитцер, они обнаружили существенное расхождение.

Значительное количество пыли, которое ранее наблюдалось вокруг звезды, казалось, исчезло.

Однако отсутствие пыли не означало, что вокруг звезды царит спокойствие. Напротив, оно указывало на драматическое событие. В данных были обнаружены признаки, указывающие на массивное столкновение тел размером с астероид.

Диаграмма, иллюстрирующая столкновение астероидов в Бета Пикторис. Credit: NASA

Эта космическая катастрофа породила огромное облако более мелких пылевых частиц, которых не было в предыдущих наблюдениях.

Это свидетельствовало о радикальном изменении в динамике системы, указывая на то, что за прошедшие годы произошло значительное и сильное событие.

Новые данные "Уэбба" лучше всего объясняют, что на самом деле мы наблюдали последствия редкого катаклизма между крупными астероидами, что полностью изменило наше представление об этой звездной системе", - объясняет Кристин Чен, астроном из Университета Джонса Хопкинса, возглавлявшая исследование.

Астероидный апокалипсис в Бета Пикторис

Данные, собранные космическим телескопом "Джеймс Уэбб", свидетельствуют о крупном столкновении крупных астероидов в системе Бета Пикторис.

Сила удара была огромной, и астероиды разлетелись на мельчайшие частицы пыли.

Образовавшееся облако обломков состояло из чрезвычайно мелких частиц, значительно меньших, чем типичные частицы пыли, встречающиеся на Земле.

По оценкам, в результате этого события было выброшено количество пыли, примерно в 100 000 раз превышающее количество пыли, выброшенное астероидом, который привел к вымиранию динозавров.

Облако пыли сначала распространилось наружу из-за давления излучения центральной звезды, но затем остыло и рассеялось в окружающем пространстве.

Значение столкновения астероидов

Значение изучения такого, казалось бы, далекого события, как столкновение астероидов в системе Бета Пикторис, заключается в том, что оно может дать ценные сведения о процессе формирования планет.

Наблюдая за такими событиями, астрономы получают более глубокое понимание динамичных и зачастую хаотичных событий, которые формируют планетарные системы на ранних стадиях их развития.

Эти наблюдения дают важнейшую информацию о частоте и масштабах таких столкновений, которые играют жизненно важную роль в росте и эволюции планет.

Изучение этих космических событий позволяет ученым совершенствовать модели формирования планет, что в конечном итоге способствует лучшему пониманию того, как возникла наша Солнечная система и другие планетарные системы.

"Бета Пикторис находится в том возрасте, когда формирование планет в зоне земных планет все еще продолжается за счет столкновений с гигантскими астероидами, поэтому то, что мы можем наблюдать здесь, - это, по сути, формирование каменистых планет и других тел в режиме реального времени", - говорит Чен.

Рентгеновское зрение "Уэбба" использовано на Бета Пикторис

Это недавнее открытие было бы невозможным без невероятной чувствительности и точности телескопа Webb. Это как космическое увеличительное стекло, позволяющее увидеть детали, которые раньше были скрыты.

"Большинство открытий JWST связано с тем, что телескоп обнаружил непосредственно", - говорит соавтор исследования Сисеро Лу, бывший докторант астрофизического факультета Университета Джонса Хопкинса.

"В данном случае история немного отличается, потому что наши результаты получены благодаря тому, что JWST не видел".

Будущие исследования космических катастроф

Столкновение с астероидом Beta Pictoris - это только начало. С помощью телескопа Webb астрономы могут раскрыть еще больше тайн о рождении и эволюции планет.