Опубликовано: 11:00, 20 август 2023
Красота и здоровье / news

Ученые совершили "потрясающий" прорыв, обратив старение вспять на несколько десятилетий

Ученые совершили "потрясающий" прорыв в исследованиях старения. Специалисты успешно обратили вспять старение мозга у мышей на годы, а то и десятилетия. В результате поразительного совпадения ученые обнаружили, что один и тот же фактор крови отвечает за улучшение когнитивных способностей, связанное с физическими упражнениями, переливанием молодой крови и гормоном долголетия klotho.

Это потрясающее открытие стало результатом трех исследований, проведенных в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (UCSF) и Квинслендском университете в Австралии. Преобразования, наблюдавшиеся у лабораторных мышей, были обусловлены PF4 - белком, который естественным образом присутствует в кровотоке.

При введении белка пожилым мышам ученые наблюдали восстановление остроты когнитивных способностей, сопоставимое с их средним возрастом. У более молодых мышей белок существенно повышал уровень интеллекта. Исследователи оценили воздействие PF4 на пожилых мышей, возраст которых составлял около двух лет, что можно приравнять к человеческому возрасту около 70 лет. Удивительно, но когнитивные способности этих мышей омолодились до уровня, эквивалентного 30-40-летним людям.

Воспаление является ключевым фактором старения как мозга, так и тела. По-видимому, PF4 играет решающую роль в уменьшении воспаления путем модуляции иммунного ответа. Исследователи использовали несколько стратегий для введения в организм большего количества PF4. Это и переливание крови от молодых мышей к более старым, и физические упражнения, и, что интересно, влияние на ген klotho, тесно связанный с траекторией старения.

Старший автор исследования Саул Вилледа является заместителем директора Исследовательского института старения UCSF Bakar.

Молодая кровь, klotho и физические упражнения могут каким-то образом сказать мозгу: "Эй, улучши свою работу". С помощью PF4 мы начинаем понимать словарный запас, лежащий в основе этого омоложения", - сказал Вилледа. Как и в случае с любым научным прорывом, необходимы дальнейшие исследования. Остаются вопросы, в частности, о возможных последствиях такого манипулирования иммунной системой. В частности, речь идет о возможных последствиях для нашей способности бороться с болезнями.

Тем не менее, в ходе исследований были получены замечательные результаты. В одном из исследований у мышей, получавших инъекции PF4, наблюдалось замедление старения и улучшение работы мозга. Это было связано с ослаблением иммунного ответа в мозге и организме. Это привело к улучшению памяти и способности к обучению.

"PF4 фактически заставляет иммунную систему выглядеть моложе; он снижает все эти активные факторы иммунитета, способствующие старению, что приводит к уменьшению воспаления в мозге, повышению его пластичности и, в конечном счете, улучшению познавательных способностей", - говорит Вилледа.

"Мы берем 22-месячных мышей, что эквивалентно человеку в возрасте 70 лет, и PF4 возвращает их к функционированию, близкому к концу 30-х - началу 40-х годов".

В другом исследовании было показано, что введение klotho подстегивает организм к выработке большего количества PF4. Это оказало глубокое воздействие на обратимое старение мозга, в частности на области, отвечающие за формирование памяти.

Ведущим автором исследования была Тара Уолкер из Квинслендского университета. Она обнаружила, что тромбоциты выделяют PF4 в кровь после физической нагрузки. Когда она испытала PF4 на себе, как это сделали Дубал и Вилледа, он улучшил когнитивные способности старых животных.

Удивительное совпадение этих открытий подчеркнула доктор Дена Дюбал, профессор неврологии из UCSF.

"Когда мы поняли, что независимо и случайно обнаружили одно и то же, у нас отвисли челюсти. Тот факт, что три разных вмешательства сошлись на факторах тромбоцитов, действительно подчеркивает достоверность и воспроизводимость этой биологии", - сказала д-р Дубал. "Пришло время обратить внимание на тромбоцитарные факторы в области здоровья мозга и улучшения когнитивных способностей".

"Для многих людей, страдающих заболеваниями, имеющих проблемы с подвижностью или находящихся в преклонном возрасте, физические упражнения невозможны, поэтому фармакологическое вмешательство является важной областью исследований", - сказал Уокер. "Теперь мы можем воздействовать на тромбоциты с целью стимулирования нейрогенеза, улучшения познавательных способностей и противодействия возрастному снижению когнитивных способностей".

Результаты исследований опубликованы в журналах Nature, Nature Aging и Nature Communications.