Опубликовано: 21:21, 11 сентябрь 2023
Новости науки и космоса

Космический телескоп обнаружил условия, необходимые для жизни на экзопланете K2-18 b

Космический телескоп "Джеймс Уэбб" обнаружил в атмосфере экзопланеты K2-18 b, находящейся в пригодной для жизни зоне, молекулы углерода, в частности метан и углекислый газ.

Это открытие позволяет по-новому взглянуть на планету, которая не имеет сходства ни с одной из планет нашей Солнечной системы. Это намекает на возможность существования внеземных пригодных для жизни миров во всей Вселенной.

K2-18 b, масса которой в 8,6 раза больше массы Земли, вращается вокруг холодной карликовой звезды K2-18. Она расположена в 120 световых годах от нашей планеты в созвездии Льва.  Уникальное положение экзопланеты между Землей и Нептуном позволяет назвать ее "субнептуновой".

Данные, полученные с помощью Webb, позволяют предположить, что K2-18 b может быть классифицирована как экзопланета типа Hycean. Это новая категория, описывающая планеты, которые потенциально могут обладать атмосферами, богатыми водородом, и поверхностями, покрытыми водой.

Как сообщается в пресс-релизе Webb, предположение о том, что K2-18 b может быть экзопланетой Hycean, является интригующим. Некоторые астрономы считают, что такие миры являются перспективной средой для поиска доказательств существования жизни на экзопланетах.

"Наши результаты подчеркивают важность рассмотрения различных пригодных для жизни сред при поиске жизни в других местах. Традиционно поиск жизни на экзопланетах фокусировался в основном на небольших каменистых планетах, однако более крупные миры Hycean значительно лучше подходят для наблюдений за атмосферой", - пояснил Никку Мадхусудхан, астроном из Кембриджского университета и ведущий автор статьи, в которой сообщается об этих результатах.

В пресс-релизе отмечается обилие метана и углекислого газа и недостаток аммиака. Это подтверждает гипотезу о том, что под богатой водородом атмосферой на K2-18 b может существовать водный океан.

Первые наблюдения Webb также указывают на наличие молекулы диметилсульфида (DMS). На Земле DMS вырабатывается преимущественно жизнью, в основном морским фитопланктоном. Тем не менее, Мадхусудхан считает, что к этому вопросу следует подходить с осторожностью.

"Предстоящие наблюдения Webb должны подтвердить, действительно ли DMS присутствует в атмосфере K2-18 b в значительных количествах", - пояснил Мадхусудхан.

То, что K2-18 b находится в обитаемой зоне и демонстрирует углеродсодержащие молекулы, еще не гарантирует, что на ней может существовать жизнь. Ее огромные размеры позволяют предположить, что внутри нее преобладает лед высокого давления, напоминающий Нептун.

"Хотя в нашей Солнечной системе планет такого типа не существует, субнептуны являются наиболее распространенным типом планет, известных на сегодняшний день в Галактике. Мы получили самый подробный на сегодняшний день спектр субнептуна из обитаемой зоны, и это позволило нам определить состав молекул в его атмосфере", - пояснил член группы Субхаджит Саркар (Subhajit Sarkar) из Университета Кардиффа.

Для раскрытия этих секретов астрономы использовали блестящий метод. Поскольку звезды-родители этих экзопланет часто затмевают их меньшие собратья, трудно различить компоненты атмосфер этих далеких планет.

Специалисты обошли эту проблему, изучив свет родительской звезды K2-18 b, проходящий через атмосферу планеты. Этот транзитный метод позволяет получить важнейшие сведения о составе атмосферы.

Этот результат стал возможен только благодаря расширенному диапазону длин волн и беспрецедентной чувствительности "Вебба", что позволило надежно обнаружить спектральные особенности всего за два транзита", - говорит Мадхусудхан.

Для сравнения: одно транзитное наблюдение "Уэбба" обеспечило точность, сопоставимую с точностью восьми наблюдений "Хаббла", проводившихся в течение нескольких лет и в относительно узком диапазоне длин волн".

"Эти результаты получены всего лишь в результате двух наблюдений K2-18 b, а впереди еще много других", - пояснил Саввас Константину (Savvas Constantinou) из Кембриджского университета. Это означает, что наша работа здесь - лишь первая демонстрация того, что может наблюдать "Вебб" на экзопланетах обитаемой зоны".