Опубликовано: 14:59, 10 декабрь 2021
Новости науки и космоса / news

Телескоп "Хаббл" готов к работе после технических проблем

За всю историю освоения космоса несколько миссий установили новые рекорды прочности и долговечности. На Марсе бесспорным чемпионом является марсоход Opportunity, который должен был проработать 90 дней, но проработал 15 лет. На орбите вокруг Марса эта честь досталась марсоходу 2001 Mars Odyssey, который продолжает работать спустя 20 лет после прибытия на Красную планету.

В дальнем космосе звание самой продолжительной миссии принадлежит зонду "Вояджер-1", который провел последние 44 года, исследуя Солнечную систему и то, что находится за ее пределами. Но на околоземной орбите приз за долголетие достается космическому телескопу Хаббл (HST), который снова полностью готов к работе после технических проблем. С последним восстановлением работы Хаббл находится на пути к завершению 32-летней службы.

Проблемы начались 23 октября в 01:46, когда НАСА сообщило, что космический телескоп посылает коды ошибок, которые указывают на потерю определенного сообщения синхронизации. Это сообщение предоставляет информацию о времени, которую используют приборы "Хаббла" для правильного ответа на запросы данных и команды. Такие же коды ошибок появились два дня спустя, что свидетельствовало о многократной потере синхронизационных сообщений и заставило "Хаббл" перейти в безопасный режим.

В течение ноября команда НАСА по работе с "Хабблом" пыталась перезапустить основной компьютер и резервные системы. 8 ноября они объявили, что им удалось частично сохранить контроль над телескопом, вернув в рабочее состояние усовершенствованную камеру для наблюдений (ACS). Вслед за этим были восстановлены спектрограф космического происхождения (COS) и широкоугольная камера 3 (WFC-3), наиболее активно используемый инструмент Хаббла.

В понедельник, 6 декабря, команда объявила о том, что все четыре активных инструмента вернулись в строй после восстановления питания спектрографа изображений космического телескопа (STIS). Хотя телескоп снова полностью готов к работе, этот последний сбой и необходимость восстановления являются частью повторяющейся закономерности. В июне прошлого года из-за неустановленной проблемы компьютер полезной нагрузки NSSC-1 Хаббла перестал работать, что заставило его перейти в безопасный режим.

Являясь частью модуля управления научными приборами и обработки данных (SI C&DH) телескопа, этот компьютер управляет и координирует работу научных приборов телескопа. После длительного расследования и многочисленных попыток перезапустить резервные системы Хаббла, телескоп был полностью восстановлен к 17 июля. Аналогичным образом, еще в октябре 2018 года одно из реактивных колес "Хаббла" не смогло перейти в безопасный режим. Но 26 октября, после значительных усилий операционной команды, НАСА объявило, что почтенный "Хаббл" был восстановлен в рабочем состоянии.

Учитывая долгую историю службы "Хаббла" и тот факт, что он работает на системах, разработанных в конце 80-х - начале 90-х годов, эти два инцидента вызвали справедливые опасения. В конце концов, когда 31-летняя миссия испытывает три значительные проблемы, из-за которых она переходит в безопасный режим - последняя из которых произошла в последние шесть месяцев - может сложиться впечатление, что она находится на последнем издыхании.

Согласно последним сообщениям из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда, команда продолжит разработку и тестирование изменений, внесенных в программное обеспечение прибора. Эти изменения (как надеются) позволят "Хабблу" продолжать научные операции, если в будущем он получит несколько сообщений о потере синхронизации.

Первое из этих изменений планируется установить в середине декабря, а другие приборы получат аналогичные обновления в ближайшие месяцы. За 31 год работы "Хаббл" стал автором ряда наиболее значительных астрономических открытий. Среди них - новые измерения скорости расширения Вселенной, которые показали, что она ускоряется уже миллиарды лет (что привело к теории темной энергии).

Его глубокие космологические исследования также привели к новым, более точным оценкам возраста Вселенной, позволили узнать много нового о сверхмассивных черных дырах (СМЧД), которые находятся в центре большинства галактик. Он также сыграл важную роль в изучении внесолнечных планет, часто работая в тандеме с телескопами для поиска экзопланет, такими как "Кеплер". Он широко использовался для изучения планет, комет, астероидов и других объектов Солнечной системы.

После запуска в этом месяце космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) НАСА ожидает, что эти две обсерватории будут работать вместе до конца этого десятилетия, расширяя наши знания о космосе еще больше. Более того, по некоторым оценкам, Хаббл может проработать до 2030-2040-х годов, где он сможет помочь телескопам следующего поколения, таким как Римский космический телескоп НАСА имени Нэнси Грейс (RST), космические аппараты ЕКА "Евклид" и PLATO.