Опубликовано: 17:11, 04 апрель 2022
Красота и здоровье / news

Потеря нейронов вызывает сонливость у пациентов с болезнью Альцгеймера

Вялость, которую испытывают многие пациенты с болезнью Альцгеймера, вызвана не недостатком сна, а дегенерацией типа нейронов, которые заставляют нас бодрствовать, согласно исследованию, которое также подтверждает, что за этой нейродегенерацией стоит белок тау.

Результаты исследования опровергают распространенное мнение о том, что пациенты с болезнью Альцгеймера спят днем, чтобы компенсировать плохой сон, и указывают на потенциальные методы лечения, которые помогут этим пациентам чувствовать себя бодрее.

Данные были получены от участников исследования, которые были пациентами Центра памяти и старения Университета Сан-Франциско и добровольно согласились пройти мониторинг сна с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и пожертвовать свой мозг после смерти.

Возможность сравнить данные сна с микроскопическими изображениями посмертных тканей мозга стала ключом к ответу на вопрос, над которым ученые размышляли в течение многих лет.

"Мы смогли доказать то, на что указывали наши предыдущие исследования: у пациентов с болезнью Альцгеймера, которым постоянно нужно спать, болезнь повредила нейроны, которые не дают им уснуть", - сказал Гринберг, невропатолог, который вместе с психиатром Томасом Нейланом, доктором медицинских наук, является старшим автором исследования, опубликованного в выпуске JAMA Neurology от 4 апреля 2022 года.

"Дело не в том, что эти пациенты устают днем, потому что не спали ночью", - отметил Гринберг. "Дело в том, что система в их мозге, которая помогала бы им бодрствовать, исчезла".

Противоположное явление происходит у пациентов с другими нейродегенеративными заболеваниями, такими как прогрессирующий супрануклеарный паралич (ПСП), которые также были включены в исследование. У этих пациентов повреждены нейроны, которые заставляют их чувствовать себя уставшими, поэтому они не могут заснуть и страдают от недостатка сна.

Команда Гринберга разработала гипотезу о том, что пациенты с болезнью Альцгеймера испытывают проблемы с бодрствованием, после того как обнаружила набор нейронов, которые помогают нам бодрствовать и которые поражаются при болезни Альцгеймера с самого начала заболевания.

"Можно представить эту систему как переключатель с нейронами, способствующими пробуждению, и нейронами, способствующими сну, каждый из которых связан с нейронами, контролирующими циркадные ритмы", - говорит Джозеф О, студент-медик и один из ведущих авторов работы. "Наконец, с помощью этой посмертной ткани мы смогли подтвердить, что этот переключатель, который, как известно, существует у модельных животных, существует и у людей и управляет нашими циклами сна и бодрствования"

Чтобы определить, что способствует разрушению этих нейронов при болезни Альцгеймера, исследователи изучили мозг 33 пациентов с болезнью Альцгеймера, 20 пациентов с ПСП и 32 добровольцев, у которых мозг был здоров до конца жизни.

Команда измерила количество двух белков, часто связанных с нейродегенеративным процессом - бета-амилоида и тау. Вопрос о том, какой из этих двух белков в большей степени нарушает сон, долгое время оставался спорным, но большинство исследователей приписывают проблемы со сном накоплению бета-амилоида.

Во время сна мозг очищается от бета-амилоида, который накапливается в течение дня. Когда мы не можем заснуть, он накапливается. Поэтому, говорит Нейлан, поскольку пациенты с ПСП никогда не спят, она ожидала увидеть в их мозге большое количество белка.

"Но оказалось, что у них его нет", - сказал он. "Эти результаты подтверждают прямыми доказательствами, что тау является критической движущей силой нарушений сна"