Опубликовано: 11:38, 06 апрель 2022
Красота и здоровье / news

Выявлено 15 "горячих точек" в геноме, которые можно использовать для лечения болезни Альцгеймера

Исследователи из консорциума, возглавляемого Университетом Южной Калифорнии, обнаружили 15 "горячих точек" в геноме, которые либо ускоряют старение мозга, либо замедляют его - это открытие может стать новой мишенью для лекарств, способных противостоять болезни Альцгеймера и другим дегенеративным заболеваниям мозга, а также задержке развития.

Результаты исследования опубликованы сегодня в журнале Nature Neuroscience.

"Большой игровой фактор здесь заключается в обнаружении мест на хромосоме, которые ускоряют или замедляют старение мозга в разных популяциях. Они могут быстро стать новыми мишенями для лекарств", - говорит Пол Томпсон из Калифорнийского университета, ведущий автор исследования, соучредитель и директор консорциума ENIGMA. "В рамках нашей инициативы AI4AD (Artificial Intelligence for Alzheimer's Disease) у нас даже есть программа по перепрофилированию лекарств на основе генома, которая направлена на эти мишени и поиск новых и существующих лекарств, которые помогут нам лучше стареть"

Чтобы обнаружить "горячие точки", или геномные локусы, более 200 ученых-членов ENIGMA со всего мира искали людей, чей мозг был дважды просканирован с помощью магнитно-резонансной томографии. Сканирование позволило определить, насколько быстро их мозг набирает или теряет ткани в областях, контролирующих память, эмоции и аналитическое мышление.

Рассчитав скорость изменения тканей мозга у 15 000 человек разного возраста, исследователи проверили миллион маркеров в их геномах, чтобы обнаружить 15 геномных локусов - конкретных физических мест расположения генов или других последовательностей ДНК на хромосоме, - которые ускоряли изменения тканей мозга.

Эти локусы включали некоторые известные гены риска болезни Альцгеймера, такие как APOE, и некоторые новые, сказал Томпсон. Исследователи также обнаружили совпадение с генами, связанными с депрессией, шизофренией и когнитивными функциями.

"Некоторые из этих генетических вариантов влияют на скорость роста субструктур мозга в детстве, другие - на скорость потери мозговой ткани в зрелом возрасте", - сказала соавтор исследования Неда Джаханшад, доцент неврологии в Медицинской школе Кека Университета Южной Калифорнии. "Различные участки мозга имеют специфические гены, связанные с темпами их изменений".

ENIGMA также участвует в международных проектах по изучению детских заболеваний мозга - от синдрома Туретта и аутизма до эпилепсии. Новый список генов, которые замедляют или ускоряют рост мозга у детей, дает новые зацепки для изучения и этих расстройств, говорят исследователи.