Опубликовано: 19:40, 17 ноябрь 2023
Красота и здоровье / news

Открыта антивозрастная молекула, увеличивающая продолжительность жизни

Исследователи из Института Бака совершили значительный прорыв в области старения и болезней, открыв новую молекулу, похожую на лекарство. Эта молекула, известная как MIC (Mitophagy-inducing compound), как было показано, продлевает жизнь и улучшает здоровье различными способами.

MIC действует, способствуя развитию здоровых митохондрий через процесс, называемый митофагией, в ходе которого удаляются и перерабатываются поврежденные митохондрии.  Митохондрии являются важнейшими органеллами клеток, вырабатывающими энергию, и их здоровье напрямую связано с общим клеточным здоровьем и продолжительностью жизни.

Исследование показало, что эта молекула увеличивает продолжительность жизни C. elegans - нематодного червя, часто используемого в исследованиях старения. Кроме того, MIC улучшает работу митохондрий в мышечных клетках мышей и перспективен для лечения патологии в моделях нейродегенеративных заболеваний.

Известно, что митохондриальная дисфункция играет роль в развитии различных возрастных заболеваний, включая нейродегенеративные расстройства, такие как болезни Паркинсона и Альцгеймера, сердечно-сосудистые заболевания, метаболические нарушения, истощение мышц и прогрессирование рака.

Несмотря на перспективность методов лечения митохондриальной дисфункции, на сегодняшний день ни один из них не одобрен для применения у человека.

Соединение, индуцирующее митофагию, представляет собой кумарин - тип биологически активного соединения природного происхождения, содержащегося во многих растениях и некоторых видах корицы.

Кумарины известны своими разнообразными полезными свойствами, включая антикоагулянтные, антибактериальные, противогрибковые, противовирусные, противораковые, антигипергликемические свойства и нейропротекторное действие.

Открытие эффектов ВПК началось с исследования болезни Паркинсона. Группа специалистов, в которую входили д-р Джули Андерсен и д-р Шанкар Чинта, изучала известные усилители митофагии на мышиной модели.

Соединение, индуцирующее митофагию, стало важной находкой в их исследовании. Вместо того чтобы сразу тестировать MIC на мышах, исследователи решили изучить его влияние на общее старение и механизм действия на модели C. elegans.

Этот подход позволил установить, что MIC принадлежит к другому классу молекул, усиливающих экспрессию ключевого белка аутофагии и лизосомальных функций (TFEB).

Исследование, проведенное под руководством д-ра Андерсена и научного сотрудника д-ра Маниша Чамоли, показало, что MIC активирует транскрипционный фактор TFEB - главный регулятор генов, участвующих в аутофагии и лизосомальных функциях. Аутофагия - это процесс внутриклеточной утилизации, жизненно важный для здоровья клеток.

Результаты исследования имеют важное значение, поскольку свидетельствуют о потенциале ВПК не только в продлении жизни, но и в предотвращении митохондриальной дисфункции в клетках млекопитающих, что открывает новые возможности для лечения различных возрастных заболеваний.

По словам старшего соавтора исследования д-ра Гордона Литгоу, "в разработке потенциальных терапевтических средств в области геронтологии существует узкое место, и это узкое место заключается в том, что у нас недостаточно молекул в разработке".

"ВПК является отличным кандидатом для разработки, учитывая его терапевтический эффект в различных моделях и тот факт, что он является молекулой природного происхождения".