Братья и сестры с ограниченными возможностями могут обладать большей когнитивной эмпатией
Рождение ребенка с инвалидностью или задержкой в развитии часто является стрессом для семьи. Братья и сестры в таких семьях могут быть подвержены большему стрессу и проблемам. Существует мало исследований о положительном влиянии взросления брата или сестры с ограниченными возможностями.
Однако в новом исследовании, опубликованном в журнале Child Development, исследователи из Еврейского университета Иерусалима, Кембриджского университета и Университета Торонто изучают, как взросление в семье ребенка с ограниченными возможностями может способствовать развитию эмпатии. Это одно из первых исследований, посвященных изучению возможных положительных эффектов взросления брата или сестры с ограниченными возможностями.
"Результаты показывают, что братья и сестры детей с ограниченными возможностями могут обладать большей когнитивной эмпатией (т.е. пониманием мыслей и чувств других людей), что очень важно, поскольку когнитивная эмпатия является ключевой для развития социальных навыков", - сказал Йонат Рам, постдокторский исследователь из Еврейского университета Иерусалима и Кембриджского университета.
Исследователи изучили данные продольного израильского исследования близнецов, которое включает 1 657 семей близнецов, родившихся в 2004-2005 годах, с демографическими характеристиками, схожими с характеристиками большинства еврейского населения Израиля. Было выявлено 63 семьи, в которых один из близнецов имеет инвалидность, а другой - типично развивающийся.
Типично развивающиеся братья и сестры близнецов детей с ограниченными возможностями сравнивались с 404 типично развивающимися братьями и сестрами близнецов из остальной части выборки по показателям когнитивной и эмоциональной эмпатии и просоциальности, заполненным, когда всем детям было 11 лет. Участвующим детям был предложен опросник самоотчета, оценивающий когнитивную и эмоциональную эмпатию, и компьютеризированное задание, предназначенное для оценки просоциального поведения. Кроме того, родители детей заполнили анкету для оценки просоциального поведения своих детей.
Полученные данные показали, что типично развивающиеся дети, у которых был близнец с ограниченными возможностями, показали более высокие результаты по самоотчету о когнитивной эмпатии, чем типично развивающиеся дети, у которых таких результатов не было. Вопреки прогнозам, не было обнаружено различий в эмоциональной эмпатии и просоциальности.
"Эти положительные эффекты могут быть обусловлены специфическим "преимуществом" когнитивной эмпатии, позволяющим лучше понимать своего брата или сестру с ограниченными возможностями и поддерживать отношения между братом и сестрой", - сказал Ариэль Кнафо-Ноам, профессор Еврейского университета Иерусалима.
Авторы признают предварительный характер полученных результатов и призывают к проведению дальнейших исследований с использованием различных способов измерения в этой малоизученной области.