Опубликовано: 16:28, 10 декабрь 2022
Новости науки и космоса / news

Зубы динозавров раскрывают их пищевые привычки

Группа ученых под руководством Токийского университета обнаружила, что царапины на зубах динозавров могут рассказать о том, чем они питались. Используя метод "анализа текстуры микроизноса зубов" (DMTA) - метод сканирования, разработанный для изучения топографического износа зубов в микроскопических деталях - эксперты сделали вывод о пищевых привычках крупных тероподов, включая аллозавра и T. rex.

Исследователи обнаружили, что если одни динозавры часто хрустели твердой костью, то другие регулярно питались мягкой пищей и добычей. Этот метод открывает новые направления исследований в палеонтологии, помогая ученым лучше понять не только самих динозавров, но и среду и сообщества, в которых они жили.

"Мы хотели проверить, сможем ли мы с помощью DMTA найти свидетельства различного пищевого поведения у тираннозаврид (из мелового периода, 145 - 66 миллионов лет назад) по сравнению с более древним аллозавром (из юрского периода, 201 - 145 миллионов лет назад), которые оба относятся к типу тероподов", - объясняет ведущий автор исследования Даниэла Винклер, постдокторант по палеонтологии в Токийском университете. "Из других исследований мы уже знали, что тираннозавриды могут раскалывать кости и питаться ими (по результатам изучения их экскрементов и следов укусов на костях). Но аллозавры гораздо старше, и о них не так много информации".

Ученые изучили 48 зубов - 34 от тероподных динозавров и 14 от крокодилов (современных крокодилов и аллигаторов). Удивительно, но анализ не выявил доказательств того, что аллозавры и тираннозавриды много дробили кости, хотя известно, что последние ели кости.

По мнению исследователей, у этого неожиданного открытия может быть несколько причин. Например, может быть, что хотя T. rex и мог есть кости, но делал это реже, чем считалось ранее. Кроме того, исследователям пришлось использовать хорошо сохранившиеся зубы, поэтому, возможно, из числа изучаемых образцов были исключены сильно поврежденные зубы, которые могли бы служить доказательством дробления костей.

Исследование также выявило заметные различия между молодыми и взрослыми особями. "Мы изучили два молодых динозавра (один аллозавр и один тираннозавр) и обнаружили, что у обоих очень разные кормовые ниши и поведение по сравнению со взрослыми. Мы обнаружили, что зубы ювенильных особей были более изношены, что может означать, что им приходилось чаще питаться тушами, поскольку они ели остатки пищи", - пояснил Винклер.

"Мы также смогли обнаружить у ювенильных крокодилов другое пищевое поведение, однако на этот раз все было наоборот. У ювенильных крокодилов зубы меньше изнашивались от поедания более мягкой пищи, например, насекомых, в то время как у взрослых особей зубы больше изнашивались от поедания более твердой пищи, например, крупных позвоночных".

Помимо пролития света на поведение различных видов динозавров, эта инновационная методика может помочь ученым лучше понять древнюю среду, в которой жили эти существа. "Из того, что мы узнаем с помощью DMTA, мы, возможно, сможем реконструировать рацион питания вымерших животных и на основании этого сделать выводы о вымерших экосистемах, палеоэкологии и палеоклимате, и о том, как он отличается от современного", - заключил Винклер.

Исследование опубликовано в журнале Paleontology.