Опубликовано: 16:27, 04 апрель 2023
Новости науки и космоса / news

Марсоход НАСА Perseverance успешно собрал образец марсианской породы

Марсоход НАСА Perseverance успешно собрал образец марсианской породы из кратера Джезеро, который потенциально может содержать признаки древней жизни. Это первый образец в рамках кампании Mars Sample Return, проводимой НАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА). Однако пройдет еще около 10 лет, прежде чем эта конкретная трубка попадет в наземную лабораторию, где ее можно будет изучить.

Perseverance уже почти год исследует Марс в поисках мест отбора проб, которые могут содержать древние микробы и органику. Он завершил первую из четырех поисковых кампаний, сосредоточившись на дне кратера и основании дельты Неретва Валлис, и теперь приступил ко второй кампании, в ходе которой он будет искать достойные породы в верхней части дельты.

"Благодаря такому разнообразию сред для наблюдения и сбора образцов, мы уверены, что эти образцы позволят нам лучше понять, что происходило в кратере Езеро миллиарды лет назад", - сказал Кен Фарли, научный сотрудник проекта Perseverance в Калтехе.

Последний образец - это 19-я пробирка с веществом, 16-я содержала кусок породы, вырезанный с помощью бура. Другие пробирки содержат "реголит", разрушенную породу и пыль, в которой отсутствует органический материал, и марсианскую атмосферу.

Эти 19 образцов будут храниться в брюхе "Персеверанса" до тех пор, пока в будущем на Марс не прибудет робот-землесос. Он с помощью роботизированной руки поместит пробирки в защитную капсулу небольшой ракеты, которая затем будет выведена на орбиту Марса. Другой космический аппарат ЕКА под названием Earth Return Orbiter прибудет за капсулой, которая будет доставлена на Землю к 2033 году, что станет первым случаем возвращения образцов с Марса.

На случай, если Perseverance по каким-то причинам не сможет доставить образцы на Землю, например, если у него закончится энергия, ровер взял дубликаты 10 из 19 образцов, которые он собрал до сих пор, и сбросил их в специальное место у основания дельты. Это место известно как "Три вилки", и если марсоход не сможет забрать оригинальные образцы, то два вертолета Sample Recovery Helicopters заберут эти дубликаты.

Последние образцы были взяты из породы, названной Береа, которая, как считается, образовалась из отложений горных пород, оставленных древней рекой. Эта река могла взять материал из региона на Марсе за пределами кратера Джезеро, который исследует "Персеверенс", что представляет особый интерес для ученых. Кроме того, эта порода богата карбонатом, который, как известно, хорошо сохраняет окаменевшие формы жизни на Земле.

Кэти Стэк Морган, заместитель научного сотрудника проекта Perseverance в Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Калифорнии, выразила оптимизм по поводу потенциала нового образца породы: "Если биосигнатуры присутствовали в этой части кратера Джезеро, то такая порода, как эта, вполне может хранить их секреты".

Предполагается, что эта порода образовалась из отложений, оставленных древней рекой, которая могла нести материал из региона Марса за пределами кратера Джезеро, что делает ее особенно интересной для ученых.

Известно, что карбонаты образуются в результате химических взаимодействий, происходящих в воде, что дает ценную информацию о климатических изменениях в районе, где они образовались. Ожидается, что марсианские карбонаты дадут представление о климате на Красной планете, когда она была покрыта жидкой водой около трех миллиардов лет назад.

Следующий образец "Персеверанс" возьмет из веерного отложения осадочных пород в следующем изгибе высохшей реки Джезеро. Дельта возвышается над дном кратера более чем на 130 футов (40 м), и ученые надеются, что она принесет множество геологических открытий.

Дельты на Земле состоят из мелкозернистых пород, богатых глиной, которые хорошо сохраняют древние биомаркеры, или "молекулярные окаменелости", представляющие собой сложные органические молекулы, созданные жизнью и сохранившиеся в породе на протяжении миллиардов лет.

Аппарат использует свои бортовые приборы для определения наличия органических молекул перед отбором керна с помощью бура. После извлечения образцы керна будут возвращены на Землю в 2030-х годах, где ученые смогут проанализировать их в лабораториях.

Они определят все присутствующие органические вещества и детально охарактеризуют их молекулярную структуру. Эти анализы помогут определить, являются ли органические молекулы, содержащиеся в марсианских дельтовых породах, биомаркерами или небиологической органикой.

В заключение следует отметить, что новый образец породы из кратера Джезеро на Марсе может хранить секреты о древней микробной жизни. Поиск биосигнатур является важной частью миссии марсохода Perseverance, и новый образец породы является многообещающей целью. Изучение карбонатов и органических молекул в образце может дать ценные сведения о климате Марса миллиарды лет назад.

Успешный сбор образца знаменует собой важную веху в кампании Mars Sample Return, цель которой - собрать образцы с Красной планеты и вернуть их на Землю для дальнейшего изучения. Хотя ожидание возвращения образцов может затянуться, потенциальные открытия, которые они содержат, делают эту перспективу захватывающей как для ученых, так и для любителей космоса.

На протяжении десятилетий Марс поражал воображение как ученых, так и любителей научной фантастики. С его пыльной красной поверхностью и суровыми скалистыми ландшафтами, он долгое время считался наиболее похожей на Землю планетой в нашей Солнечной системе, и, как следствие, наиболее вероятным кандидатом на внеземную жизнь. Сегодня поиск жизни на Марсе остается одной из самых активных областей исследований в планетарной науке, проводятся многочисленные миссии и эксперименты, чтобы попытаться ответить на этот извечный вопрос.