Опубликовано: 17:19, 11 ноябрь 2022
Новости науки и космоса / news

Ученые выявили молекулярные отпечатки пальцев жемчужных устриц

Жемчужные устрицы являются основным животным аквакультуры в Японии, поскольку они производят прекрасный жемчуг, который востребован для изготовления ожерелий, колец и серег. Если в начале 1990-х годов эта отрасль приносила более 88 миллиардов иен в год, то за последние два десятилетия сочетание новых заболеваний и красных приливов привело к тому, что производство жемчуга в Японии сократилось с 70 000 килограммов в год до всего лишь 20 000.

Группа исследователей под руководством Окинавского института науки и технологии (OIST) создала высококачественный хромосомный геном жемчужных устриц, который, как они надеются, может быть использован для поиска более жизнестойких штаммов.

"Очень важно создать геном", - сказал первый автор исследования Такеши Такеучи, эксперт по морской геномике в OIST. "Геном - это полный набор генов организма, многие из которых необходимы для выживания. Имея полную последовательность генов, мы сможем провести множество экспериментов и ответить на вопросы об иммунитете и о том, как образуется жемчуг".

Ученые обнаружили, что геномы устриц состоят из 14 пар хромосом, причем две пары каждой хромосомы несут почти одинаковые гены. Однако в ходе анализа были выявлены тонкие различия между двумя хромосомами одной пары - хромосомой № 9, - которые, как оказалось, связаны с иммунными процессами. "Разные гены на паре хромосом - это важная находка, потому что белки могут распознавать различные типы инфекционных заболеваний", - пояснил доктор Такеучи.

При культивировании таких животных, как жемчужные устрицы, часто выделяют штаммы, которые имеют более высокий процент выживаемости или производят более красивый жемчуг. Фермеры часто разводят двух животных с такими штаммами, что приводит к инбридингу и снижению генетического разнообразия. Если такое снижение разнообразия происходит в хромосомах с генами, отвечающими за иммунитет, это может повлиять на устойчивость животного к патогенам. Таким образом, как заключил доктор Такеучи, очень важно поддерживать геномное разнообразие в популяциях аквакультуры.

Исследование опубликовано в журнале DNA Research.