Опубликовано: 12:32, 02 июнь 2023
Новости науки и космоса / news

Проект "Геном приматов" раскрывает скрытые эволюционные секреты

В ходе новаторского исследования ученые глубоко изучили геномы 233 видов нечеловеческих приматов, проливая новый свет на эволюцию приматов, болезни человека и сохранение биоразнообразия.

Многонациональное исследование, возглавляемое Центром секвенирования генома человека Медицинского колледжа Бэйлора, Институтом эволюционной биологии Университета Помпеу Фабра в Барселоне, Испания, и компанией Illumina, Inc, позволило получить массу новой информации. Теперь эксперты опубликовали свои выводы в серии исследований в специальном выпуске научного журнала Science.

Эта инициатива, известная как проект "Геном приматов", привела к созданию наиболее полной на сегодняшний день коллекции геномной информации о приматах. Почти половина всех видов приматов на Земле представлена в этом каталоге. Более 800 отдельных приматов из этих 233 видов были изучены исследователями из 24 стран. В ходе этого процесса было выявлено 4,3 миллиона распространенных миссенс-мутаций.

Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные варианты последовательности ДНК и создать филогении - по сути, семейные деревья - для видов приматов. Это богатство данных обогащает наше понимание эволюции приматов и человека и расширяет наши знания о биоразнообразии приматов.

Кроме того, исследовательская группа использовала геномные данные приматов, чтобы раскрыть новые идеи о генетических корнях человеческих заболеваний. Также был разработан новый алгоритм для предсказания патогенных вариантов у человека.

Доктор Джеффри Роджерс, ведущий исследователь и доцент Центра секвенирования генома человека в Бэйлоре, подчеркнул значимость этих результатов. "Одновременная публикация такого широкого спектра работ по геномике приматов демонстрирует ценность и силу сравнительной генетики. Исследуя геномику нечеловеческих приматов, мы не только узнаем об этих видах, что важно и своевременно, но и можем поместить генетику человека в соответствующий сравнительный контекст, что дает новое понимание здоровья человека и его эволюции".

Генетическое разнообразие среди приматов значительно различается в разных географических регионах и таксономиях, как отметил доктор Томас Маркеш-Боне, ведущий исследователь из Pompeu Fabra. "Изучение этого разнообразия имеет решающее значение для эволюционных исследований человека, его заболеваний и для их будущего сохранения".

Срочность усилий по сохранению природы подчеркивается результатами исследования, которые показывают, какие виды приматов находятся в самой отчаянной нужде. Доктор Лукас Кудерна, ведущий исследователь из Института эволюционной биологии, прокомментировал: "Наши исследования показывают, какие виды наиболее остро нуждаются в сохранении, и могут помочь определить наиболее эффективные стратегии для сохранения этих видов".

Одно из конкретных исследований консорциума обратило внимание на бабуинов. Используя данные последовательности целых геномов 225 бабуинов, исследователи обнаружили новые географические места перетока генов между различными популяциями.

Исследование показало, что желтые бабуины из западной Танзании - первые нечеловеческие приматы, получившие генетический вклад от трех различных линий. Это открытие заставляет нас пересмотреть эволюционную динамику ранних гоминин, которая может быть гораздо сложнее, чем предполагалось ранее.

"Эти результаты говорят о том, что генетическая структура популяции и история интрогрессии между линиями бабуинов сложнее, чем считалось ранее, и это показывает, что бабуины являются хорошей моделью для эволюции человека, неандертальцев и денисовцев", - сказал Роджерс.